3 февраля 2020 10:00, Автошоу, Лос-Анджелес 2019

Очень короткие седаны и другие странности автопрома Индии

В индийском Нью-Дели открывается местный автосалон. Перед тем, как пройтись по стендам моторшоу, Авто Mail.ru решил понять: чем автомобильная Индия отличается от России и других стран?

В плане автомобилизации Индия отчасти напоминает Россию. Ну в какой ещё стране машины могут выпускаться по 30 и больше лет? Скажем, Fiat 1100 Delight под именем Premier Padmini выпускали почти четыре десятилетия подряд — с 1964 по 2000 год. А седан Hindustan Ambassador образца 1958 года, выросший из классического Morris Oxford III, отправили на пенсию только-только, в 2014-м. Только вдумайтесь: 56 лет на конвейере!

Слегка видоизменяясь, Hindustan Ambassador продержался на конвейере более полувека. Фото: Hindustan

Но экономика страны крепла, доходы населения росли и на смену древним динозаврам естественным образом стали приходить более современные машины. Хотя абсолютный бестселлер местного рынка — не самый молодой Maruti Alto (в девичестве — Suzuki Alto). Немолодой, зато дешёвый: в базовой версии модель стоит 250 тысяч рублей! В «топе» и с газовым оборудованием пятидверку можно купить за 350 тысяч.

«Альто» уникален не только ценой. Год назад власти Индии приняли принципиальное решение, введя гораздо более строгие нормы по экологии и безопасности.  

Из-за этого хэтчбеку за 250 тысяч рублей пришлось примерить усиленный кузов, подушку безопасности водителя, антиблокировочную систему, сигнализаторы непристегнутых ремней безопасности и задний парктроник. И всё это — в стартовой комплектации! Кроме того, моторы пришлось подгонять под новый экостандарт BS-VI — его сначала ввели для Дели, а с этого года аналог Euro-6 начал действовать по всей стране.

Maruti Alto, который можно купить за 250-350 тысяч рублей (в переводе), — абсолютный бестселлер. Фото: Maruti

Кстати, что касается эконорм. В республике очень популярны дизельные авто — так сложилось исторически (при меньшем расходе солярка вдобавок стоит очень дёшево). Однако введение BS-VI заставило многие марки отказаться от моторов на «тяжёлом топливе»! Двигатели, заточенные под максимально жёсткие экологические стандарты, оказались слишком дорогими и сложными для большинства покупателей.

В качестве замены людям предложили машины на метане — заводское ГБО сейчас ставят все марки. И даже общественный транспорт массово переходит на газовое топливо! Оно заметно дешевле и намного экологичнее дизеля. При этом тотальная газификация поддерживается государством: загрязнение воздуха — крайне болезненная для страны тема, а переход на метан снижает градус её остроты.

Только представьте: по официальным данным, свыше миллиона жителей Индии ежегодно умирает из-за болезней, вызванных загрязнением воздуха. Мэр Нью-Дели однажды назвал свой город «газовой камерой», когда концентрация мелкодисперсных частиц превысила безопасный уровень... в 12 раз! Но электромобили оказались слишком дорогим удовольствием, поэтому пока — ставка на метан.

Специально для Индии из хэтчбека Swift сделали симпатичный 4-метровый седанчик DZire. Фото: Maruti

При этом Индия имеет все шансы стать первой страной, где полностью запретят двигатели внутреннего сгорания: введение запрета запланировано на 2030 год. Пока же покупателей «электричек» стимулируют субсидиями, а их производителей — господдержкой. И, между прочим, это работает: в прошлом году Maruti Eeco разошёлся тиражом 115 тысяч штук — в общем рейтинге продаж это восьмое место.

Ещё один факт – жители Индии любят не хэтчбеки, а седаны. Очень своеобразные седаны… В фаворитах – Maruti DZire, Ford Figo Aspire, Honda Amaze, Tata Zest и Volkswagen Ameo.

Никогда не слышали? Ничего удивительного! В Индии есть такое понятие, как «полноразмерный легковой автомобиль». И «полноразмерной» считается любая машина длиннее четырёх метров. То есть обычные седаны вроде Volkswagen Polo или Hyundai Solaris считаются для индийцев непозволительной роскошью, потому что облагаются акцизом 24-27% вместо 12% для «коротких» автомобилей.

Короткий багажник не прибавил седану Volkswagen Polo красоты, но сделал популярнее. Фото: Volkswagen

Кроме того, чтобы считаться «льготным», под капотом должен стоять малообъёмный мотор — бензиновый до 1200 см³ или дизельный до 1500 см³. В итоге, на свет появляются такие странные модели, как укороченный до 3 999 мм седан Volkswagen Polo (его как раз продают под именем Ameo). А как вам Mahindra Verito Vibe? Укороченный Renault Logan первого поколения, у которого вместо крышки багажника — небольшой люк под задним стеклом.

Но, учитывая немалый объём рынка, автопроизводители готовы делать и продавать такие «недоседаны»! Впрочем, трёхобъёмники постепенно отходят на второй план: местная публика всё чаще смотрит на кроссоверы. Их тоже приходится подгонять под четырёхметровый габарит, поэтому, например, Ford EcoSport здесь продаётся... без запасного колеса на двери багажника.

О паркетниках стоит поговорить отдельно. В топе продаж — Maruti Vitara (тираж — 127 тысяч машин), за которым пытается угнаться Hyundai Creta (100 тысяч проданных авто). Очень бодро стартовал Kia Seltos. С августа, когда только начался выпуск, новинка успела стать настоящим хитом индийского рынка: покупатели приобрели больше 40 тысяч машин! И марка Kia моментально взлетела на 9-место, хотя раньше была 30-й.

Каким будет будущий паркетник Skoda Vision In, пока намекают лишь скетчи. Иллюстрация: Skoda

В этом году местные аналитики ждут ещё один взлёт — от марки Skoda. Немецкий концерн долго запрягал. Сначала предполагалось, что освоением Индии займется альянс «Фольксвагена» и «Таты». Но союз распался, не начав совместную работу! В итоге, от формата совместного предприятия было решено отказаться — Skoda будет покорять новую страну своими силами, без поддержки индийских гигантов.

При этом Skoda решила не ввязываться в борьбу четырёхметровых «коротышек», а играть на другом поле: длина паркетника Vision IN составит 4 260 мм.

Сейчас освоение индийского рынка имеет для «Шкоды» приоритетное значение — ради него боссы марки даже отложили выход на рынок США. Более того, инженеры разработали особенную платформу MQB-A0 IN — это упрощенная и удешевлённая версия глобальной модульной «тележки». Сначала её используются для кроссовера Skoda Vision IN, а потом — для других локальных моделей Skoda и Volkswagen.

Комментарии
27
арсен битунти
Что индийская машина,что русская одно и то же
СсылкаПожаловаться
Владимир Марущак
Каждые 30-40 лет мода возвращается, так что как клепали так и надо клепать.
СсылкаПожаловаться
timur strokin
Пять лет езжу на сузуки альто, правда японской. Машина неубиваемая. Для города ничего лучше не придумать, разве ниссан лиф.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас