Очень короткие седаны и другие странности автопрома Индии

В индийском Нью-Дели открывается местный автосалон. Перед тем, как пройтись по стендам моторшоу, Авто Mail.ru решил понять: чем автомобильная Индия отличается от России и других стран?

В плане автомобилизации Индия отчасти напоминает Россию. Ну в какой ещё стране машины могут выпускаться по 30 и больше лет? Скажем, Fiat 1100 Delight под именем Premier Padmini выпускали почти четыре десятилетия подряд — с 1964 по 2000 год. А седан Hindustan Ambassador образца 1958 года, выросший из классического Morris Oxford III, отправили на пенсию только-только, в 2014-м. Только вдумайтесь: 56 лет на конвейере!

content image for: 76034

Но экономика страны крепла, доходы населения росли и на смену древним динозаврам естественным образом стали приходить более современные машины. Хотя абсолютный бестселлер местного рынка — не самый молодой Maruti Alto (в девичестве — Suzuki Alto). Немолодой, зато дешёвый: в базовой версии модель стоит 250 тысяч рублей! В «топе» и с газовым оборудованием пятидверку можно купить за 350 тысяч.

«Альто» уникален не только ценой. Год назад власти Индии приняли принципиальное решение, введя гораздо более строгие нормы по экологии и безопасности.  

Из-за этого хэтчбеку за 250 тысяч рублей пришлось примерить усиленный кузов, подушку безопасности водителя, антиблокировочную систему, сигнализаторы непристегнутых ремней безопасности и задний парктроник. И всё это — в стартовой комплектации! Кроме того, моторы пришлось подгонять под новый экостандарт BS-VI — его сначала ввели для Дели, а с этого года аналог Euro-6 начал действовать по всей стране.

slide image for gallery: 25603 | Maruti Suzuki Alto
slide image for gallery: 25603 | Maruti Suzuki Alto
slide image for gallery: 25603 | Maruti Suzuki Alto
slide image for gallery: 25603 | Maruti Suzuki Alto
slide image for gallery: 25603 | Maruti Suzuki Alto
7
Maruti Alto, который можно купить за 250-350 тысяч рублей (в переводе), — абсолютный бестселлер. Фото: Maruti

Кстати, что касается эконорм. В республике очень популярны дизельные авто — так сложилось исторически (при меньшем расходе солярка вдобавок стоит очень дёшево). Однако введение BS-VI заставило многие марки отказаться от моторов на «тяжёлом топливе»! Двигатели, заточенные под максимально жёсткие экологические стандарты, оказались слишком дорогими и сложными для большинства покупателей.

В качестве замены людям предложили машины на метане — заводское ГБО сейчас ставят все марки. И даже общественный транспорт массово переходит на газовое топливо! Оно заметно дешевле и намного экологичнее дизеля. При этом тотальная газификация поддерживается государством: загрязнение воздуха — крайне болезненная для страны тема, а переход на метан снижает градус её остроты.

Только представьте: по официальным данным, свыше миллиона жителей Индии ежегодно умирает из-за болезней, вызванных загрязнением воздуха. Мэр Нью-Дели однажды назвал свой город «газовой камерой», когда концентрация мелкодисперсных частиц превысила безопасный уровень... в 12 раз! Но электромобили оказались слишком дорогим удовольствием, поэтому пока — ставка на метан.

content image for: 76034

При этом Индия имеет все шансы стать первой страной, где полностью запретят двигатели внутреннего сгорания: введение запрета запланировано на 2030 год. Пока же покупателей «электричек» стимулируют субсидиями, а их производителей — господдержкой. И, между прочим, это работает: в прошлом году Maruti Eeco разошёлся тиражом 115 тысяч штук — в общем рейтинге продаж это восьмое место.

Ещё один факт – жители Индии любят не хэтчбеки, а седаны. Очень своеобразные седаны… В фаворитах – Maruti DZire, Ford Figo Aspire, Honda Amaze, Tata Zest и Volkswagen Ameo.

Никогда не слышали? Ничего удивительного! В Индии есть такое понятие, как «полноразмерный легковой автомобиль». И «полноразмерной» считается любая машина длиннее четырёх метров. То есть обычные седаны вроде Volkswagen Polo или Hyundai Solaris считаются для индийцев непозволительной роскошью, потому что облагаются акцизом 24-27% вместо 12% для «коротких» автомобилей.

content image for: 76034

Кроме того, чтобы считаться «льготным», под капотом должен стоять малообъёмный мотор — бензиновый до 1200 см3 или дизельный до 1500 см3. В итоге, на свет появляются такие странные модели, как укороченный до 3 999 мм седан Volkswagen Polo (его как раз продают под именем Ameo). А как вам Mahindra Verito Vibe? Укороченный Renault Logan первого поколения, у которого вместо крышки багажника — небольшой люк под задним стеклом.

Но, учитывая немалый объём рынка, автопроизводители готовы делать и продавать такие «недоседаны»! Впрочем, трёхобъёмники постепенно отходят на второй план: местная публика всё чаще смотрит на кроссоверы. Их тоже приходится подгонять под четырёхметровый габарит, поэтому, например, Ford EcoSport здесь продаётся... без запасного колеса на двери багажника.

О паркетниках стоит поговорить отдельно. В топе продаж — Maruti Vitara (тираж — 127 тысяч машин), за которым пытается угнаться Hyundai Creta (100 тысяч проданных авто). Очень бодро стартовал Kia Seltos. С августа, когда только начался выпуск, новинка успела стать настоящим хитом индийского рынка: покупатели приобрели больше 40 тысяч машин! И марка Kia моментально взлетела на 9-место, хотя раньше была 30-й.

content image for: 75590

В этом году местные аналитики ждут ещё один взлёт — от марки Skoda. Немецкий концерн долго запрягал. Сначала предполагалось, что освоением Индии займется альянс «Фольксвагена» и «Таты». Но союз распался, не начав совместную работу! В итоге, от формата совместного предприятия было решено отказаться — Skoda будет покорять новую страну своими силами, без поддержки индийских гигантов.

При этом Skoda решила не ввязываться в борьбу четырёхметровых «коротышек», а играть на другом поле: длина паркетника Vision IN составит 4 260 мм.

Сейчас освоение индийского рынка имеет для «Шкоды» приоритетное значение — ради него боссы марки даже отложили выход на рынок США. Более того, инженеры разработали особенную платформу MQB-A0 IN — это упрощенная и удешевлённая версия глобальной модульной «тележки». Сначала её используются для кроссовера Skoda Vision IN, а потом — для других локальных моделей Skoda и Volkswagen.

Алексей Кованов