Колесо, которое изобрели заново: две важные истории про шины

Сразу два заметных события в автомобильной сфере случились в разные годы 20 декабря. Оба они серьезно повлияли на то, как и на чем мы ездим сегодня.

Харви Файерстоун — человек, который заново изобрел колесо

20 декабря в 1868 году на свет появился Харви Файерстоун. Торговец конными повозками в городе Акрон (Огайо, США), в августе 1900 года он основал шинное производство — компанию Firestone Tire&Rubber Co, на первом заводе которой работало 12 человек.

Фото: Firestone
Фото: Firestone

Сегодня Firestone Tire and Rubber Company — североамериканская компания, базирующаяся в штате Теннесси, — производитель шин для легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, тяжелых грузовиков и автобусов. В середине XX века Firestone оказался крупнейшим производителем шин в мире и лидером в производстве шин для автоспорта. А с 1988 года Firestone входит в корпорацию Bridgestone.

Можно сказать, что Харви Файерстоун заново изобрел колесо, начав в 1908 году выпуск шин с противоскользящим рисунком протектора, улучшающим сцепление с дорогой (является промышленным стандартом и сегодня). В 1911-м случилась первая победа автомобиля с шинами Firestone в гонках Indy 500.

Во время Первой Мировой Войны грузовые автомобили доказывают свою значимость в деле поставок для фронта. А Firestone оказывается первопроходцем в индустрии грузоперевозок, тем самым навсегда изменив индустрию логистики.

В 1920-м впервые за историю гонок Indy 500 победа достигается всего на одном комплекте шин Firestone. В том же году Firestone совершенствует свой метод изолирования шинных кордов от внутреннего нагрева шины. А уже через два года начинается производство первой в мире шины низкого давления с повышенной износостойкостью протектора и, как следствие, повышенной проходимостью по сравнению со среднестатистической шиной.

Фото: Firestone
Фото: Firestone

В 1930-м Файерстоун презентует первую пневматическую шину низкого давления для сельхозтехники. Это колесо уже не дает такой дикой вибрации и жесткости. Растет экономичность, сцепление и комфорт вождения становятся очевидными преимуществами новинки. В 1940-м, теряя из-за войны поставки натурального каучука, Firestone разрабатывает синтетический каучук и начинает производить шины для военной техники. Не забывая при этом регулярно выигрывать Indy 500, уже на шинах из искусственного каучука.

Фото: Firestone
Фото: Firestone

Спрос на шины растет, и в 1955-м компания производит почти 500 тысяч килограмм каучука в день, став крупнейшим производителем в мире. 1965 год — презентация широких низкопрофильных шин для автомобилей с высокими эксплуатационными характеристиками. И как результат — новый мировой рекорд скорости на шинах Firestone, установленный болидом с реактивным двигателем на соляном озере в Бонневиль, штат Юта, — 927 км/ч! Кстати, первые радиальные шины с технологией run-flat, позволяющей проехать на спущенном колесе до 80 километров, тоже дело рук Firestone (1975 год).

Фото: Firestone
Фото: Firestone

В 1983 году компания устроила настоящую революцию в производстве радиальных шин. С этого момента и по сегодняшний день все автомобили, производящиеся на территории США, комплектуются только радиальными шинами. А в 1988-м Bridgestone и Firestone объявляют о создании совместного производства. И совсем скоро объявлено о приобретении компании Firestone японским шинным производителем Bridgestone.

Фото: Firestone
Фото: Firestone

В 2016-м в честь столетнего юбилея гонок Indianapolis 500 компания Firestone разработала юбилейные шины, идеальные для использования непосредственно на гоночном треке. Гонку выиграл Александр Росси на шинах Firestone.

Фото: Firestone
Фото: Firestone

Прорыв века!

Фото: United States Patent and Trademark Office
Фото: United States Patent and Trademark Office

Другая история, связанная с шинами и датой 20 декабря, началась в 1892 году. Именно тогда инженеры Александр Браун и Джордж Стиллман из американского городка Сиракузы (штат Нью-Йорк) получили первый патент на пневматические автомобильные шины.

Собственно, история появления некоего подобия пневматической шины лежит гораздо глубже. К истокам появления шины с большущим допуском можно привлечь даже Чарльза Макинтоша, который в 1823 году додумался пропитать жидким каучуком льняную ткань, придав ей водо- и воздухонепроницаемые свойства. Тогда вышел непромокаемый плащ с одноименным названием. А изобретателем пневматической шины становится Джон Бойд Данлоп, который в 1887 году отрезает кусок шланга по размеру окружности велосипедного колеса, приспосабливает к нему ниппель, заваривает «резиновую сосиску» в кольцо и становится известным на весь мир.

Что же касается Брауна и Стиллмана, то до них шины для автомобильных колес изготавливают из цельной резины, что превращает поездку в настоящую скачку по кочкам, тогда как на колеса карет и велосипедов пневматические шины уже устанавливали. Покрышка Брауна и Стиллмана не требовала крепления к ободу колеса, а держалась на нем за счет давления, создаваемого изнутри при надуве. Иными словами, они впервые запатентовали те самые автомобильные колеса, на которых мы ездим до сих пор.