6 января
Ford C-Max 1.6 MT
Очень надежный, не прихотливый, не дорогой в эксплуатации автомобиль. Чистый немец (сборка до наплыва в Германию эмигрантов) Экономичный расход бе...
4.8
6 января
Toyota Camry 2.5 AT
Добрый вечер . Сразу оговорюсь я не тойота дро...р , но передвигаюсь на камри 70 2019 года в комплектации престиж сафети .В связи с тем , что не мо...
4.7
Все отзывы
9 декабря 2019 16:30, Истории

День в истории: прощание с легендарным «даблдеккером»

Классические «даблдеккеры», двухэтажные автобусы Routemaster, ставшие такими же неотъемлемыми символами британской столицы, как Биг Бен, Тауэр-бридж и характерная красная телефонная будка, покинули регулярные маршруты 9 декабря 2005 года.

К этому моменту «даблдеккеры» эксплуатировались в городской транспортной системе Лондона уже полвека и не вписывались в новые нормы. И если проблемы с неэкологичностью старых дизелей удалось решить заменой двигателей на более современные, то с взятым курсом на обеспечение безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями поспорить не удалось. Оборудовать престарелые «Рутмастеры» пандусами не стали — их заменили более современными автобусами.

То, что Rootemaster продержался в регулярной эксплуатации почти полвека и оказался увековеченным в современной культуре, на одежде и сувенирах, можно считать настоящим чудом. Ведь впервые о списании автобусов этой модели заговорили еще в 1982 году. Претензии были к прожорливым и неэкологичным дизелям, которыми комплектовались эти машины.

В моторном отсеке Rootemaster побывали разные модификации двигателей — в основном это были дизели производства AEC рабочим объемом 9,6 и 11,3 л, а также 9,8-литровые агрегаты Leyland. Трансмиссия — автоматическая или полуавтоматическая. После того, как эти моторы морально устарели и не смогли отвечать ужесточенным экологическим требованиям, их стали заменять более современными агрегатами — это и продлило век «Рутмастеров», которые встретили на маршруте новое тысячелетие и смогли проработать в нем еще полдесятилетия.

Перед окончанием регулярной эксплуатации эти машины обслуживали 159 маршрут — от Марбл Арч до железнодорожной станции Стэтхем. Такой путь проделал и последний Routemaster на маршруте. Это случилось 14 лет назад — 9 декабря 2005 года.

Прототип AEC Routemaster был показан в 1954 году

Самый первый прототип этого автобуса разработки британской компании AEC (Associated Equipment Company) был показан в 1954 году, в 1956-м он вышел на дороге Лондона, а с 1959 года в массовом порядке новыми машинами стали заменять троллейбусы на городских маршрутах. Также Routemaster пришли на смену довоенным «даблдеккерам» марки Leyland — ведь концепция вместительного двухэтажного автобуса, способного передвигаться по узким улицам крупного города тогда была уже устоявшейся для столицы Великобритании.

За два десятилетия массового производства новой модели Routemaster, вплоть до 1968 года, было построено около 2400 тысяч экземпляров различных модификаций. Длина первых «Рутмастеров» была около 8 м, а точнее — 27,5 фута (8,4 м). Впоследствии появились и удлиненные версии — длиной 9,1 и 9,5 м. Вместимость — от 57 до 72 сидячих мест.

Однако увеличение размеров и, соответственно, вместительности этих машин встретило недовольство со стороны профсоюза транспортников. Профсоюзные активисты указали на то, что увеличение вместимости увеличивает нагрузку на кондукторов автобуса. А такие автобусы работали только с кондуктором — эти сотрудники не только продавали билеты, но и помогали войти в автобус пожилым людям и инвалидам.

Необходимость присутствия кондуктора была вызвана не только большими размерами автобуса, но и физической невозможностью для водителя проконтролировать наличие билетов. Если в автобусы другой конструкции был принят вход через переднюю дверь, то здесь для посадки служила единственная задняя площадка.

Впрочем, как таковые Rootemaster с входом спереди тоже существовали — их заказывали некоторые транспортные компании из других частей Англии.

После списания классические Rootemaster избежали участи в приказном порядке быть изрезанными на металлолом — комплектные автобусы в том числе продавали желающим. Нередки случаи, когда отслужившие свое машины используют в качестве кафе. Отдельные экземпляры списанных автобусов из британской столицы можно видеть и в российских городах.

Фото: routemaster.org.uk

А в Великобритании с 1988 года существует клуб владельцев раритетных «даблдеккеров» Routemaster Association — в его задачи входит обмен технической информацией, просветительство и содействие в поиске запчастей. Ведь для того, чтобы содержать в исправном состоянии автобус родом из середины прошлого века, важно не только наличие средств, но и круга единомышленников, «зараженных» общей идеей.

Фото: Lukas Souza on Unsplash

Но со снятием с эксплуатации автобусов родом из пятидесятых имя Routemaster не кануло в Лету — на лондонских маршрутах с 2012 года эксплуатируются New Routemaster — современные двухэтажные автобусы с гибридным дизель-электрическим приводом.

Максим Кубанцев
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
7
владимир тиковенко
по Таллину и сейчас бегают по туристическим маршрутам
СсылкаПожаловаться
Андрей
Вот это качество! С 1968 по 2005 год на линии! 37 лет каждый день.
Что у нас ходило 37 лет назад? ЛИАЗы, потом 250 Икарусы, потом Икарусы-сочленёнки, потом какие-то мутные Волжанины, ПАЗики новые... Сейчас ещё что-то другое.
СсылкаПожаловаться
николай перевозняк
Были Мерседесы б/у. Даже анекдот появился ,как студент армянин просил родителей купить ему Мерседес . Все студенты на занятия приезжают на Мерсах,один я ,как нищий на ВАЗ 2108 !
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru