День в истории: первый русский дрэг-рейсер

Автомобильные гонки в начале XX века были уделом только самых отважных людей. Одним из них был большой энтузиаст автомобилей, граф Александр Александрович Мордвинов, родившийся 7 декабря 1887 года
Илья Фишер

Имя потомственного графа, правнука адмирала Н. С. Мордвинова и сына шталмейстера Высочайшего Двора, предводителя дворянства Санкт-Петербургской губернии, графа А. А. Мордвинова, хорошо известно в российской автомобильной истории.

Когда графу исполнилось 25 лет, за его апартаментами на улице Глинки в Санкт-Петербурге уже было зарегистрировано целых пять автомобилей. Под No 224 в автомобильном реестре числился 21-cильный дубль-фаэтон Lorraine-Dietrich. No 225 носил 16-сильный лимузин Turcat-Mery. Лимузин «Руссо-Балт» на 18 сил носил номер 226. Было и еще два автомобиля: 21-сильный дубль-фаэтон Panhard-Levassor и 24-сильный Turcat-Méry Type MJ Torpedo.

Кстати Леон Тюрка (Leon Turcat) — предприниматель из Марселя, основавший в мае 1899 года вместе с двоюродным братом Симоном Мери автомобильную компанию по выпуску автомобилей Turcat-Mery, — тоже родился 7 декабря, но только 1874 года. В 1915 году Turcat-Mery MI 28СV купил Николай Второй. А после революции эта машина досталась Ленину.

Гаражу графа позавидовал бы любой аристократ тех времен. Однако граф оказался отнюдь не потребителем, а, напротив, — большим энтузиастом. Он всячески поддерживал любые проявления в России автомобилизма и автоспорта и содействовал их развитию.

В годы Первой мировой войны Мордвинов воевал солдатом во Французском иностранном легионе, поскольку проводил во Франции значительную часть своей жизни. Но в конце 1914 года вернулся в Россию, откуда, получив поручение от Главного Военно-технического управления российской армии содействовать «постановке в России производства специальной стали для ковки валов для авиадвигателей и разработки типа 300-сильного двигателя», снова отбыл во Францию.

В 1918 году Мордвинов служил в авиационном подразделении все того же Иностранного легиона. Остался жить в Париже, где в 1950 году и скончался.

Отец советского автодизайна

7 декабря в день его рождения мы вспоминаем также и Юрия Ароновича Долматовского — писателя, художника, выдающегося журналиста и основоположника советской школы автодизайна.

Первым местом работы Долматовского в качестве конструктора автомобилей стал НАТИ (Научный автотракторный институт). Потом перешел в НИАТ (тогда «НИИ городского движения»). Затем в НАМИ, где вместе с А. И. Пельтцером и Г. П. Петровым в 1936 году разработал проект малолитражного автомобиля «ПДП» — прообраза будущих советских малолитражек.

В 1938 году Юрий Аронович опубликовал фундаментальный труд «Автомобильные кузова». А в 1939 году он перешел на работу в КБ Московского автозавода имени Сталина — ЗИС, где изучал зарубежный опыт конструирования автомобилей и занимался проектированием автобусов.

В 1943 году Долматовский возглавляет КБ кузовов в НАМИ. Любопытно, что диплом инженера Долматовский получил только после войны! Уже будучи признанным автомобильным конструктором, он сдал экстерном выпускные экзамены в Московском автомеханическом институте.

Долматовский активно участвовал в проектировании автомобиля ГАЗ-21 «Волга». За свою жизнь он написал колоссальное количество статей, создал великолепные, очень точные рисунки редких моделей автомобилей, опубликовал 16 книг. Последняя из них — «Автомобиль за 100 лет», разумеется, с иллюстрациями автора, вышла в 1986 году в издательстве «Знание». А последняя статья была опубликована в журнале «Автошоп» в 1996 году.

Читайте также:

Контент недоступен