Милиция лезет в гондолы

Московская мэрия планомерно создает собственный флот дирижаблей. Аэростаты будут находиться в распоряжении авиационного подразделения столичного ГУВД. С помощью них ГАИ будет наблюдать за пробками, а спецназ высаживаться в любую точку города, минуя все дорожные заторы.

милиционеры собираются использовать летательные аппараты для самых разных мероприятий, вплоть до проведения спецопераций. Поэтому условием конкурса (его должны объявить в любом случае, поскольку технику будут строить за счет бюджета), гондолы дирижаблей кроме пилотов должны вмещать небольшой отряд из 6-8 человек. После постройки, дату которой пока называют весьма условно – 2005 год, летательные аппараты передадут в эксплуатацию специальному авиационному подразделению ГУВД. Это уже второй заказ московской мэрии на экзотическую для нашей страны воздухоплавательную технику. В конце 2002 года воздухоплавательный центр "Авгуръ" (его совладельцем и гендиректором является сын экс-начальника ГИБДД России Владимира Федорова – Станислав) получил заказ от столичной мэрии на изготовление пяти воздухоплавательных аппаратов – двух пилотируемых дирижаблей Au-12 и трех привязных аэростатов "Барс" – и строительство наземной инфраструктуры для их причаливания и обслуживания. Точная стоимость контракта до сих пор не названа, но в «Авгуре» не отрицают, что этот заказ может обойтись мэрии порядка $2,5 млн. Первая «эскадра» дирижаблей была предназначена для ГИБДД и столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД). С их помощью там собираются отслеживать в реальном времени обстановку на городских магистралях. На всех аэростатах будут установлены видеокамеры с мощным увеличением, сигнал от которых пойдет в зал управления движением столичной ГИБДД. Как рассказал «Газете.Ru» руководитель ЦОДД Леонид Липсиц, подвешенная на высоте 300-500 метров камера сможет показать на дорожную обстановку сразу по целому направлению – не только магистраль, но и прилегающие улицы. Действующая сейчас система регулирования движения СТАРТ таких возможностей не дает, показывая только ситуацию на основных дорогах. Полная картина из проблемного района поможет определять причину заторов, оперативно давать команды регулировщикам и переключать светофоры.

Уже решено, что привязные аэростаты будут контролировать южное, северное и восточное направление города. Дирижабли будут высылать по мере надобности по всей территории Москвы. Но прошлым летом представители «Авгура» и столичного управления транспорта и связи обещали запустить дирижабли к началу этого года. Полеты так и не начались, и теперь сроком начала полетов называется апрель-май этого года. PR-директор «Авгуръ» Сергей Бендин объяснил «Газете.Ru» такую задержку форс-мажорными обстоятельствами. По его словам, Центр «вынужден был срочно переключиться на выполнение оборонного заказа». Сейчас все три привязных аэростата построены, полностью готов один дирижабль, второй достраивается. Но авгуровцам еще предстоит пройти сертификацию своей продукции в Международном авиационном комитете (пока разрешения на полеты получили только беспилотные аэростаты). По сведениям «Газеты.Ru», одна из основных стадий сертификации – летные испытания еще не начались. К тому же большой сложностью было найти независимого пилота-испытателя. Как пояснил один из членов сертификационной комиссии,

летчики крылатых машин боятся летать на дирижаблях, считая такой способ передвижения ненормальным. В конце концов испытывать дирижабли согласился пилот вертолета. По мнению источника в комиссии, оба дирижабля получат все необходимые бумаги, скорее всего, только к середине лета. Зато у летательных аппаратов не будет проблем с получением разрешения на полеты над Москвой (на любое передвижение по воздуху выше ста метров необходимо разрешение Генштаба ВВС и ФСО). Наблюдательно-патрульный флот также передадут авиационному подразделению ГУВД. То есть дирижабли будут считаться специальной милицейской техникой, что упростит получение всех допусков. А после постройки больших дирижаблей для переброски по воздуху и «десантирования» сотрудников милиции у столичного ГУВД появится целая воздушная флотилия. В самом «Авгуре» утверждают, что пока не получали заказа на строительство больших дирижаблей, хоть и готовы к работе. «Если мэрия не обратится к иностранным фирмам, то остаемся только мы, конкурентов в стране у нас нет, – утверждает Сергей Бендин. – Но милиция должна еще четко определиться, какие аппараты им нужны. Если на восемь мест, то подобные разработки у нас имеются». Но в столичном комитете транспорта и связи не сомневаются, что заказ на постройку дирижаблей достанется «Авгуру» – по конкурсу или без него. Первый проект, на который тоже формально объявляли тендер, был изначально придуман под разработку Центра. Каждый многоместный дирижабль может обойтись мэрии по $2 млн. Впрочем, это все равно существенно дешевле зарубежных аналогов.