День в истории: испанский след — первый SEAT

13 ноября 1953 года появился на свет первый автомобиль под брендом SEAT. Им стал 4-дверный седан SEAT 1400. Стоит признать, что производством автомобилей в Каталонии занимались с 1919 года. Здесь обосновался небольшой филиал итальянской фирмы FIAT.

И лишь три десятилетия спустя испанцы созрели до собственного автомобильного бренда.

Аббревиатура SEAT (Sociedad Espanola de Automoviles de Turismo) впервые возникла на автомобильном небосклоне в 1950-м, когда в Каталонии собралась компания акционеров, заинтересованных в производстве легковых автомобилей. В нее вошли Национальный Институт промышленности с 51% акций, шесть банков с общей долей в 42%, а итальянский FIAT вошел с технологиями и лицензией на производство, взяв на себя всего 7% акций. В том же 1950 году в окрестностях Барселоны, в Мартореле, началось строительство автомобильного завода, который 13 ноября 1953 года и выдал первую продукцию.

Фабрика могла похвастать довольно скромными размерами. На первых порах здесь выпускали всего по пять автомобилей в день. А бренд оказался не слишком амбициозен, первый SEAT 1400 представлял собой не что иное как FIAT 1400. Испанцам ничего не нужно было изобретать и придумывать. Об этом уже позаботились итальянцы.

content image for: 75188

По сути, от выбранной в начале своей истории тактики испанский концерн не отступает и до сих пор, предпочитая полагаться на опыт и технический потенциал иных, более сильных, брендов. Так, в 1980 году после вынужденного ухода из SEAT итальянцев, испанцы сразу начали искать нового донора. И уже в 1982 году нашли — подписали контракт с Volkswagen AG, которому уже к 1986 году принадлежал контрольный пакет акций SEAT. А еще через несколько лет испанский бренд практически полностью влился в немецкий концерн и стал его неотъемлемой частью.

Любопытно, что столь пассивная позиция SEAT и нежелание заниматься собственными разработками — строительством новых платформ, созданием двигателей и прочим — нисколько не повлияли на популярность бренда внутри страны. Испанцы охотно покупали «Сеаты», предпочитая их прочим европейским брендам. Так, за 1954 год завод собрал уже около трех тысяч автомобилей, дальше — больше, а в 1957-м тут приступили к сборке SEAT 600, который оказался не менее популярен в Испании, чем его прообраз FIAT 600 в Италии.

content image for: 75188

За 16 лет производства, по 1973 год, SEAT 600 разошелся тиражом под 800 000 экземпляров и стал чрезвычайно популярен. «Шестисотым» оказался едва ли не каждый четвертый автомобиль в стране. От «Фиата» его отличала лишь эмблема на капоте, а в остальном это был все тот же заднемоторный и заднеприводный автомобиль с 4-цилиндровым 633-кубовым мотором мощностью 19 л.с. Со временем технические характеристики машины менялись вместе с ростом объема и мощности двигателя. Рос и модельный ряд. В 1963-м появился 4-дверный SEAT 800, в начале «семидесятых» 850-я модель. SEAT выпускал купе и даже кабриолеты.

content image for: 75188

В 1968 году сошел с конвейера SEAT 124. Испанцы продолжали пожинать лавры FIAT, золотая эра которого все еще продолжалась. FIAT 124, как тут не вспомнить наши «Жигули», стал лучшим европейским автомобилем 1967 года.

content image for: 75188

А дальше было еще множество концептов и моделей, некоторые из которых даже претендовали на определенную самобытность. Взять хотя бы первое поколение SEAT Ibiza 1984 года. Над машиной трудились итальянец Джуджаро, а также немцы из инженерной компании Karmann и концерна Porsche. Считается, что именно первая Ibiza оказалась в итоге самым харизматичным автомобилем за всю историю бренда.

content image for: 75188

Это говорит о том, что в SEAT все же предпринимали некоторые попытки собственной самоидентификации. Для этого в 1969 году даже начали строить технологический центр. И лишь чуть позже, с его открытием, стало ясно, что никаких новых моторов, трансмиссий и платформ испанцы изобретать даже не думали. Они сделали проще — создали довольно успешное спортивное подразделение SEAT Sport, из которого и родилась нынешняя идеология компании. Дескать, испанцы — народ южный и горячий, поэтому автомобили бренда отличают яркий стиль и спортивные нотки в отделке и настройках.

Вы будете смеяться, но на этом тезисе с переменным успехом (и не без регулярных вливаний материнского VW) SEAT дожил до наших дней, превратившись в восьмого по размеру европейского автопроизводителя с ежегодным оборотом более 8 млрд евро. Уже в семидесятых SEAT занялся самостоятельной разработкой концептов, у компании появилось собственное дизайн-бюро. Однако до сих пор весь модельный ряд компании, состоящий из восьми моделей, представляет собой перелицованные клоны моделей концерна Volkswagen.

content image for: 75188

SEAT продает автомобили в более чем 60 странах. Несколько раз бренд официально заходил и в Россию. Но раз за разом терпел неудачу, продажи быстро сворачивались. Последний раз, когда брендом в качестве официального поставщика занимался уже сам Volkswagen, SEAT был вынужден уйти с рынка в 2015 году. Вы думаете, наши климат и конъюнктура решительно не подходят южанам? Может и так, но нам кажется, что горячим испанцам, чтобы занять достойное место на рынке, все же недостает собственной индивидуальности...

Подпишитесь на нас