Такси в Москве: будет лучше, чем в Токио и Нью-Йорке?

Дмитрий Ласьков, редактор Авто Mail.ru
6 декабря 2019 10:00, Статьи
Что ждет московский рынок такси в ближайшие годы. И как передовые города делают сервис такси лучше

Главное — безопасность

В таких городах, как Париж, Нью-Йорк или Лондон, где активно развивается рынок такси, существует жёсткое ограничение времени работы водителя в день и/или неделю, а также часто регламентированы обязательные перерывы на отдых. А вот в Токио, Шанхае, Стамбуле и Сингапуре ограничения либо отсутствуют, либо весьма условны. Квалификационные требования в городах из первой группы также жёстче: в их числе возраст, стаж, гражданство, различные практические навыки, история нарушений. Проще всего стать водителем в Стамбуле и в Шанхае (где-то рядом пока что и Москва), а сложнее — в Сингапуре и Париже.

В Москве водителям специальные лицензии пока не нужны — необходимо лишь водительское удостоверение и регистрация в каком-либо агрегаторе

В Лондоне для контроля такси, работающих по модели «убер», задействовано 250 сотрудников, а в Нью-Йорке таких проверяющих 600 человек. А, например, в Сингапуре проходит регулярный (раз в 3 месяца) аудит таксопарков силами спецподразделений, к тому же с 2020 года там заработает анализ всех собираемых в поездках компьютерных данных.

Другие направления работы властей: сокращение пробок, поддержка экологичности и обеспечение сервиса для маломобильных пассажиров. Например, порой вводится плата за въезд в центр некоторых городов, устанавливаются нормативы по выбросам и субсидируется покупка гибридных и электрических моделей автомобилей (в Париже — 4000 и 7000 евро соответственно, что позволило за 3 года увеличить долю электрифицированных машин в 3 раза). А еще таксопарки мотивируют оборудовать машины приспособлениями для перевозки инвалидов.

Как будет развиваться такси и общественный транспорт в Москве

С 2011 по 2018 год наземный городской транспорт в Москве стал популярнее на 2%, рельсовый (включая пригородный) на 5%, такси превратилось из неофициальной никак не урегулированной сферы в востребованную услугу. К сожалению, данные исследования не учитывают показатели каршеринга, который сильно вырос за последние 2 года, но тенденция всё равно ясна: личный автомобиль в этом городе теряет популярность. За 7 лет жители стали совершать на 9% меньше поездок за рулём.

Основные направления улучшения такси в Москве вытекают из слабых мест сервиса: это доступ к работе неквалифицированных водителей, консервативный (хоть и свежий) автопарк и трудности с обслуживанием инвалидов. Особняком стоят пробки, которые душат Москву несмотря на все транспортные нововведения последних лет. На пресс-конференции, посвящённой исследованию, представитель законодателя Людмила Бокова сообщила, что выводы экспертов о состоянии такси в Москве в сравнении с другими городами соответствуют тому, как это видят власти. И приоритеты госрегулирования будут направлены на устранение именно этих проблем.

Москва — наиболее недружелюбный к инвалидам город в контексте услуг такси. Такая поездка для маломобильных граждан тут целое событие — в среднем, московские инвалиды пользуются такси 0,6 раза в год. Для сравнения — в Лондоне они совершают по 10,3 поездки за год

Среди инициатив по безопасности в последнее время озвучивалось создание аккредитованных центров для отбора водителей, принятие целевых показателей по аварийности и соблюдению ПДД для таксопарков, выборочные медицинские тесты водителей при выдаче разрешений, отмена устаревших путевых листов, установление жёстких нормативов труда.

Для улучшения сервиса маломобильных пассажиров есть идея установить требование по скорости подачи специально оборудованных автомобилей такси. В плане экологии и пробок уже давно идут разговоры о введении платы за въезд в центр города. А ещё недавно мэр города Сергей Собянин объявил, что собирается направить в Мосгордуму предложение об отмене транспортного налога на электромобили и введении дополнительных субсидий при покупке электромобилей для использования в каршеринге или в качестве такси.

Подпишитесь на нас