Вождение без рулей и педалей — как его правильно называть?

Дмитрий Ласьков, редактор Авто Mail.ru
30 июля
Nissan Qashqai 1.2 T CVT 2WD
Купили в семью второй кошак. Думал будет хуже, т.к. первый с 2л и полным приводом. Но нет, все оказалось вполне достойно и обогнать можно и с места...
4.8
31 июля
Hyundai Santa Fe Premium 2.2 CRDi AT 4WD
Купил этот чудо агрегат сразу после карантина, были уже 3 дизельных Санты, пошёл по принципу от добра добра не ищут, к ним вопросов не было, и до с...
4
Все отзывы
25 октября 2019 10:01, Статьи, Технологии
Автоматизированное или автономное? Toyota объясняет в чём разница

Машины вот-вот научатся ездить сами, а новости о дорожных авариях по вине автопилота стали уже почти что обыденностью. На пороге новой эры мобильности очень важно определиться с тем, как всё это называть. Чаще всего мелькают два слова — автоматизированное и автономное управление. Компания Toyota считает, что от аккуратности обращения с этими терминами зависит в том числе безопасность на дорогах ближайшего будущего.

Ведь за каждым из них скрывается свой набор умений и характеристик самоуправляемых автомобилей. И понимание этого позволит пользователю сформировать правильные ожидания — чтобы не требовать от машины, которая умеет максимум держаться разметки полос, самостоятельно съездить до ближайшего супермаркета.

Автоматизированные машины — это те, которые могут выполнять часть водительских функций самостоятельно. А автономные могут полностью заменить человека за рулём

При этом к автономным принято относить как абсолютно самостоятельные автомобили (таких ещё нет, но к этой цели прогресс и идёт), так и способные ездить без водителя лишь в определённых условиях или на ограниченной территории. По признанной классификации международной Ассоциации автомобильных инженеров SAE это и есть два последних уровня автоматизации — пятый и четвёртый соответственно.

Сейчас мы находимся в стадии перехода от третьего к четвёртому уровню. И то, и другое — лишь частичный автопилот. Но огромная разница состоит в том, что на четвёртой стадии человек уже не должен подстраховывать автоматику — она сама и рулит, и на 100% избегает аварийных ситуаций. Интересно, что производители разрабатывают системы разных уровней не последовательно, а параллельно — просто технологии самого высшего порядка развиваются ожидаемо медленнее.

Предохранять и помогать

Toyota делит все разрабатываемые в этом направлении технологии и компоненты на две группы. Одни системы направлены на предотвращение аварий, и вершина их эволюции представляется как полная невозможность стать виновником ДТП, какие бы действия человек за рулём не совершал. Вторая категория систем выполняет функции водителя — конечно, при помощи технологий из первой группы.

Именно поэтому основой являются системы предупреждения аварий, а не автоматического управления рулём и педалями. Первые без вторых существовать могут и вовсю используются: это помощники определения объектов в слепых зонах, предупреждения о столкновении или о покидании полосы. А вот системы автоматического управления без систем предупреждения бессмысленны — как автомобиль будет подруливать в полосе или экстренно тормозить, если он банально не видит разметки или препятствия?

По мнению Toyota, полезный эффект есть уже сейчас, даже когда системы ещё не достигли совершенства. Сочетание технологий этих двух групп поможет не только однажды прийти к полностью автономной езде, но и существенно снизить аварийность по пути к этой большой цели. Обычно ДТП происходит тогда, когда концентрации водителя становится недостаточно для безопасного управления в данных условиях.

Например, вокруг напряжённый трафик, а человек за рулём устал или не выспался — риск аварии становится критическим (Возможное ДТП 1 на графике). Применение систем предупреждения и помощи при вождении сделает сам трафик более упорядоченным, а водителей менее утомлёнными, поэтому точка аварийности сместится выше — и попасть в эту опасную зону (Возможное ДТП 2 на графике) среднестатистическому водителю станет сложнее.

Главное, чтобы потребитель всегда точно знал, на что способен его автомобиль с конкретным набором технологий. Пока следует запомнить, что полностью «автономного» транспорта для дорог общего пользования ещё просто не существует.

Все разработки относятся к категории «автоматизированных», которые могут частично подменять живого водителя, но вся ответственность до сих пор возложена на человека.

А что в России?

И не надо думать, что все эти новые технологии нас не касаются. На самом деле на продающихся сейчас новых автомобилях мы видим технологии первого/второго уровня автономности. Взять новые Toyota RAV4 или Camry — эти модели могут сами тормозить перед другими машинами или пешеходами, поддерживают безопасную дистанцию до других авто, оповещают водителя при непреднамеренном пересечении линии разметки, следят за дорожными знаками и прочее.

Читайте также:

Во время загрузки произошла ошибка.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
20
Max Starostin
Штрафы будет ИИ платить или хозяин корыта?
СсылкаПожаловаться
Dr.ALEX
Все наземные беспилотные технологии станут безопасными, и востребованными только тогда, когда помимо соответствующей начинки в самом транспорте электронными. метками будут обозначены все подвижные и неподвижные объекты. Цена вопроса явно выше человеческих здоровья и жизни. Потому всё это дело неблизкого будущего, как и полномасштабная автономная электрификация. Не создано ещё такого ёмкостного аккумулятора, чтобы заменить ДВС. А самое главное эволюция сознательности человека с полным контролем эмоциональной рефлексии и животных инстинктов ещё только начинается.
СсылкаПожаловаться
Витас Колесник
Бредятина сивой кобылы.Мозги не надо пудрить.Лично я доверяю только себе пидали и руль и пошли все новаторы куда подальше!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru