11 ноября
Chevrolet Rezzo 1.6 MT
За эти деньги и такой комплектации больше ничего нет да и не надо.Машина для тех кто любит комфорт и удобства но ограничен в средствах.Дачникам люд...
4.5
12 ноября
Lada (ВАЗ) 2121 (4x4) 1.7 21213 MT
Я был 3-м хозяином. За 5 лет проехал 55 тыс.км, в том числе на дальние расстояния (1600 км до Брянска и 1100 км до Костромы). Удачный попался мотор...
3.8
Все отзывы
16 октября 2019 07:00, Истории

Московская линия обороны: 78 лет спустя

В середине октября 1941 года началось строительство московской линии обороны, от которой до наших дней дожили лишь отдельные фрагменты

В октябре 1941 года положение под Москвой сложилось критическое. 7 октября в окружение под Вязьмой попали почти 600 тысяч советских солдат и офицеров, 13 октября немцами была занята Калуга, а 15 октября — Калинин, нынешняя Тверь. На следующей день в Москве началась паника — из города в спешке эвакуировались предприятия, учреждения, посольства, партийный аппарат, а все ведущие на восток дороги были забиты толпами беженцев. В самом городе активизировался криминальный элемент, занявшийся грабежами магазинов, квартир и простых граждан. После трех дней хаоса, анархии и мародерства, 19 октября в столице было введено осадное положение, и порядок был восстановлен в кратчайшие сроки, причем иногда пришлось прибегать к самым жестким мерам.

Задержать любой ценой

Вероятность падения Москвы в середине октября оценивалась как очень высокая, но правительство решило защищать город всеми возможными и невозможными средствами. В первую очередь нужно было сдержать темп немецкого наступления и взамен разгромленных армий создать новые, за счет прибывающих из внутренних округов страны свежих дивизий. Требовалось выиграть даже не дни, а часы, вот почему советское командование бросало в бой последние резервы, стремясь заткнуть дыры в обороне — так в октябре 1941 года ушли в бессмертие Подольские курсанты, ценой своих жизней удержав врага на южных подступах к столице и выиграв драгоценные пять дней.

Известный советский фотограф Д.Н. Бальтерманц запечатлел строительство московской линии обороны в октябре 1941 года. Из-за того, что мужчины ушли на фронт, линия обороны в основном возводилась женщинами и подростками, с привлечением слушателей ряда академий, например, Военно-инженерной академии им. Куйбышева.

12 октября Государственный Комитет Обороны издал распоряжение о создании линии обороны на северо-западном, западном и юго-западном направлениях, то есть там, где немцы наиболее близко подошли к Москве. Предполагалось вырыть десятки километров траншей, противотанковых рвов и «сцементировать» линию обороны сотнями ДОТов, ДЗОТов и противоосколочных пулеметных колпаков. Руководить строительством был назначен генерал-майор инженерной службы Е. В. Сысоев, начавший службу ещё в русской императорской армии и считавшийся одним из наиболее опытных фортификаторов. Забегая вперед, стоит сказать, что с поставленной задачей генерал Сысоев справился всего за три месяца, за что был награжден орденом Красного Знамени.

Хорошо сохранившийся пулеметный колпак в северной части Битцевского лесопарка.
Читайте также
Почему «Победу» назвали «Победой»? Мифы из истории ГАЗ М-2015 августа ГАЗ М-20 «Победа» отмечает день рожденья. Но почему не 28 июня, как твердят историки отечественного автопрома? Потому, что дата старта производства модели — один из растиражированных мифов

В настоящее время линия обороны Москвы практически не сохранилась, если не считать несколько уцелевших ДОТов в Филевском парке и на улице Островитянова. Это неудивительно, так как Москва после окончания войны постоянно расширялась и застраивалась. Большая часть московской линии обороны исчезла при строительстве жилых домов, предприятий, дорог, улиц и наземной Филевской линии метрополитена. Единственный уцелевший её фрагмент находится в северной части Битцевского лесопарка, который является природоохранной зоной федерального значения, поэтому всякое строительство там запрещено.

Просто, дешево и эффективно

Несмотря на простоту, противоосколочный железобетонный пулеметный колпак был весьма эффективным оборонительным средством. Во-первых, он был чрезвычайно дешевым и простым в изготовлении. Колпак был разработан незадолго до войны инженерами Главного военно-инженерного управления Красной Армии С. Барсуковым, П. Бузником и Л. Никольским и мог массово выпускаться на любом комбинате железобетонных изделий без использования специального оборудования. В его основе лежал стальной каркас из прутка диаметром 15 мм, который помещался в специальную форму из деревянной опалубки и заливался бетоном. В результате этой простой операции получался колпак цилиндрической формы диаметром 170 см, высотой 90 см, с толщиной стенок 13 см, амбразурой шириной 50 см и высотой 40 см. Внутренняя часть деревянной опалубки не извлекалась, а защищала пулеметный расчет от осколков бетона (нередки были случаи, когда в ДОТах бойцы погибали не в результате пробития снарядом бетонной стенки, а поражались отлетевшими от удара осколками).

Схема установки пулеметного колпака на деревянное основание и пулеметный стол с пулеметом «Максим».

Первоначально колпак весил 1500 кг, и для его транспортировки предназначалась газовская «полуторка», но затем толщину стенок увеличили, и его вес мог достигать 1700 кг. Что, впрочем, также позволяло использовать при его перевозке «полуторки», которые всю войну нередко возили грузы гораздо большие, чем предписывала паспортная грузоподъемность.

Против пушек бессильны

Пулеметный колпак устанавливался в ключевых точках обороны таким образом, чтобы держать под обстрелом как можно большую площадь. В Битцевском лесопарке почти все пулеметные колпаки находятся на естественных или искусственных возвышенностях, контролируя пространство по фронту от 600 до 1300 метров. Все они встроены в единую цепь траншей и стрелковых ячеек и являются своеобразными «узлами» обороны.

Стоит отметить, что сами по себе колпаки не смогли бы сдержать противника без поддержки пехоты, которая прикрывала их с флангов, в слепых секторах обстрела. В свою очередь, и пехота вряд ли могла бы долгое время эффективно отражать атаки противника без усиления подобными железобетонными огневыми точками.

С 1938 года на ленинградском заводе «Красный металлист» был налажен выпуск автокранов АК-3 грузоподъемностью 3000 кг. Именно такие автокраны использовали инженерные подразделения Красной Армии, в том числе и для установки пулеметных колпаков.

Несмотря на то, что колпаки защищали пулеметный расчет только от пуль и осколков, после установки их защита улучшалась путем обсыпки землей, а нередко и дополнительными бревнами. Так что в некоторых случаях колпаки могли выдерживать попадания малокалиберных снарядов, но не более. Против немецких пушек калибра 50 и тем более 75 мм они были бессильны.

Из-за разрушившегося с годами деревянного сруба, большинство пулеметных колпаков со временем оседало назад, в ход сообщения, где не было никакой опоры.

Основной стальной каркас колпака был полностью залит бетоном, снаружи оставались только четыре петли, используемые для погрузки-разгрузки колпака автокраном и установки его на специальный бревенчатый сруб. Перед амбразурой устанавливался деревянный пулеметный стол, на котором закреплялся пулемет «Максим», обслуживаемый пулеметным расчетом из двух человек. Пулемет не устанавливался стационарно, как в некоторых ДОТах или ДЗОТах, а оставался на штатном колесном станке, чтобы его можно было вытащить из колпака в случае его разрушения или невозможности продолжать бой.

Ни одного выстрела

Пулеметный расчет попадал в колпак по ходу сообщения, который подводился к задней его части. Именно там находился вход, и именно этим объясняется то обстоятельство, что все уцелевшие колпаки в Битцевском лесопарке, да и не только в нём, как правило, завалены назад, в ход сообщения. За 78 лет тяжелые железобетонные конструкции сильно увязли в земле, некоторые по самую крышу. Вместе с тем несколько колпаков, при невыясненных обстоятельствах, были выдернуты со своих мест, опрокинуты, да так и остались лежать никому не нужные.

Противотанковый ров в Битцевском лесопарке. Такие рвы в 1941 году протянулись полукольцом с юга Москвы и до северо-запада на десятки километров.

Здесь нельзя не вспомнить генерала Сысоева, который мастерски вписал линии обороны в рельеф местности, умело используя овраги и небольшие речки, сыгравшие роль естественных противотанковых рвов и защищающие окопы, и ходы сообщения с флангов. Благодаря чему некоторые участки линии обороны являлись своеобразными компактными «укрепрайонами», способными какое-то время обороняться самостоятельно, без поддержки извне.

Перевернутый и брошеный пулеметный колпак. Кому мешал и зачем был выдернут со своего места — непонятно.
Читайте также
«Атака мертвецов»: вспоминаем великую историю РоссииВраги называли её «игрушечной». Но она выдержала даже неистовые бомбардировки и ядовитые газы. Нет, это не всем известный Брест. 6 августа мы вспоминаем самую стойкую и забытую русскую крепость — Осовец...

В общем, дойди немцы до рубежей московской линии обороны, им пришлось бы изрядно помучиться, «прогрызая» многочисленные траншеи и преодолевая овраги и противотанковые рвы. Но дойти не получилось — 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии, и немцы были отброшены от столицы. Ещё ранее встречать врага на возводимых рубежах обороны были готовы две армии и народное ополчение — общая численность защитников Москвы на середину октября 1941 года достигала 220 000 человек и ежедневно увеличивалась за счет прибывающих из Сибири и с Дальнего Востока новых дивизий.

Единственно, что могли делать немцы, так это бомбить строящиеся укрепления, о чем свидетельствуют многочисленные воронки в Битцевском лесопарке. При налетах были убитые и раненые, так что московской линии обороны пришлось познать всю тяжесть войны, хотя из её ДОТов и траншей не было сделано ни одного выстрела по врагу. Если не считать огонь зенитных батарей.

Почти не сохранились

Осенью 1943 года московская линия обороны была упразднена, после того как стало ясно, что угроза гитлеровского наступления на Москву миновала и фронт покатился на Запад. Все ДОТы, ДЗОТы и пулеметные колпаки были разоружены, вооружение и личный состав отправились в действующую армию. Но инфраструктура линии обороны так и осталась нетронутой — по непонятным причинам, ДОТы и железобетонные колпаки остались на своих местах и демонтировались лишь в том случае, если мешали строительству домов или прокладке дорог. Видимо, Министерство обороны СССР не хотело тратить лишние средства на их утилизацию, тем более колпаков за годы войны было установлено на подступах к Москве несколько сотен. На одной только московской линии обороны их было 847 штук.

Многие колпаки за 78 лет «службы» почти полностью ушли в землю. Через десяток-другой лет отыскать их будет практически невозможно.

К сожалению, даже жители прилегающих к Битцевскому лесопарку районов Ясенево и Чертаново плохо осведомлены о происходивших там осенью-зимой 1941 года событиях, и многие из них, гуляя по тропинкам лесопарка, и не подозревают, что 78 лет назад здесь не было деревьев, а были поля и редкие перелески, по которым на многие километры протянулась линия обороны Москвы. Мало кто знает, что с 15 октября по 15 декабря 1941 года более семи тысяч москвичей с утра и до ночи возводили линию обороны, работая в дождь, снег, холод и под немецкими бомбами. Они совершили настоящий трудовой подвиг, один из многих в начальном периоде войны.

Из всех уцелевших пулеметных колпаков в относительно нормальный вид приведен только один, близ Днепропетровской улицы. Колпак хоть и снабжен мемориальной табличкой, но почему-то лежит на крыше, а не установлен как надо. Все остальные его собратья вообще никого не интересуют и нередко используются как мусорные урны и, по-видимому, в таком виде будут находится ещё очень долгое время, с каждым годом всё более увязая в земле. Можно не сомневаться, что ещё лет через 10-15 их с трудом смогут найти даже краеведы. Ведь уже сейчас достаточно сложно восстановить конфигурацию траншей и ходов сообщения, которые за 78 лет оплыли, заросли деревьями и кустарником, а вскоре вообще ничего не будет напоминать о московской линии обороны.

Читайте также

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
24
Budkow Valerii
На Головинских прудах их два. Оба стоят на постаментах. Один был на берегу Северного Речного вокзала.
СсылкаПожаловаться
Наталья Сорокина
Спасибо за статью. Единственно, надо было бы дать фотографию колпака в "первозданном" виде, а то непонятно, как они изначально выглядели. И фотография колпака с табличкой не помешала бы.
СсылкаПожаловаться
Запчасти для грузовиков ЗИЛ,МАЗ
Таких ,наверно 2 колпака, в Середниково,в парке (Фирсановка Октябрьской ж.д) находятся, можно посмотреть
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru