Славное прошлое автомобильного авантюризма

В парижском выставочном комплексе Expo-Porte de Versailles открылась 29-я по счету выставка Retromobile – самый крупный и авторитетный салон старинных автомобилей в мире. Основная идея организаторов нынешней выставки – показать, на какие технические изощрения способен идти человеческий разум, чтобы удовлетворить свою вечную страсть к приключениям.
content image for: 7389
По устоявшейся традиции, для каждой ретро-выставки в Париже организаторы изобретают оригинальный лейтмотив. Вот и получилось, что в этом году главной темой назначили автомобильные путешествия и приключения, а на первый план экспозиции «Ретромобиль-2004» выставлены средства передвижения, принимавшие участие в знаменитых рейдах и автопробегах. Тон задают вездеходы «Ситроена», исколесившие удаленные уголки Африки и Азии в 20–30-х годах прошлого века. «Два шеврона» прославились внедорожными подвигами благодаря страсти к путешествиям своего основателя Андрэ Ситроена. Хозяин одной из самых крупных и передовых в техническом отношении автомобильных фирм мира организовал с 1922-го по 1932 год три крупных автопробега-экспедиции по самым отдаленным уголкам Африки и Азии. Зимой 1922–1923 годов команда Citroen пересекла пустыню Сахару, в октябре 1924-го – июне 1925-го и апреле 1931-го – феврале 1932 года предприняла так называемые «Черный» и «Желтый» пробеги по Африке и Азии. В состав всех трех экспедиций входили военные, инженеры, геологи, физики и кинооператоры. Основным транспортным средством в скитаниях по закоулкам мира служили полугусеничные вездеходы конструкции Адольфа Кегресса. Сейчас на стенде Citroen выставлен и сам вездеход, и многочисленные материалы экспедиций: предметы искусства и обихода, путевые заметки, тысячи фотографий и даже киноленты, которые будут показывать на экранах во время работы выставки. Еще Citroen демонстрирует на «Ретромобиле» малыша 2CV, участвовавшего в африканском рейде 1973 года.

Один из самых прославленных и необычных автомобилей на выставке – амфибия Half safe, которая в 1946 году своим ходом пересекла Атлантический океан. В июле 1946 супруги Бен и Элеонор Карлин стартовали на ней с побережья Новой Шотландии. Амфибия длиной около 6 метров была построена на базе легендарного Jeep. Однако для океанского плавания машину пришлось усовершенствовать, в результате чего она стала походить на небольшой корабль. Над кузовом была надстроена рубка наподобие корабельной, а по морю за амфибией волочился огромный авиационный бензобак. Супруги сменяли друг друга за рулем каждые 12 часов. На форсирование Атлантики понадобился почти месяц – спустя 32 дня с начала путешествия Half Safe выбрался своим ходом на берег одного из островов Азорского архипелага. Проехав по Северной Африке, супруги Карлин пересекли вплавь Гибралтарский пролив и, миновав Испанию, «бросили якорь» в самом сердце Парижа напротив Триумфальной арки. После этого путешественники не успокоились. Модернизировав машину, они отправились в новый вояж. На этот раз они проехали по Турции, Ирану, Пакистану, Индии, Таиланду, Камбодже, Вьетнаму и Японии и проплыли мимо Алеутских островов в сторону Аляски. 12 мая 1958 года, пройдя 18 тыс. км по воде и 62 тыс. км по суше, Half Safe закончил свое путешествие в Канаде. Еще об одной знаменитой автомобильной «авантюре» напоминает выставочный стенд «Мушкетерский пробег». Четыре «мушкетера» – это журналисты Пьер Терраз и Пьер-Франсуа Дежорж и коллекционеры старинных автомобилей Оливье Тюрка и Андрэ Гиньяр, которые в 1967 году проехали от Парижа до мыса Норд-Кап через Югославию, Турцию и Россию на Delauhay Belleville 1910 года и Renault Sport 1907 года. По соседству с автомобилями «мушкетеров» – три машины Panhard PL17, которые в 1964 году накатали 80 тыс. км по Азии. Компания Renault развернула тему автопутешествий сразу в нескольких ракурсах, выставив самые разные по назначению машины, объединенные лишь общей темой – туризмом. Один из реновских флагманов «для путешествия с комфортом» (конечно, с поправкой на время) – седан Reinastella RM2 1933 года. Еще больше удовольствия от автомобильной прогулки позволял получить своим обладателям более динамичный Renault Viva Grand Sport ACX2 1936 года. Его выпускали и с кузовом кабриолет – причем на переднем сиденье свободно умещались трое пассажиров. Другого «туриста» от Renault – стильное купе с кузовом от Vernet Pairard на базе модели 4CV 1953 года – в свое время преподносили не просто как автомобиль для далеких странствий, но как машину для женщин-путешественниц. Впрочем, таких машин было сделано только четыре штуки. И наконец, Renault продемонстрировал свое видение автомобиля для путешествий будущего, причем достаточно далекого. Французы предположили, что где-нибудь в 2328 году земляне будут передвигаться по планете на транспортном средстве Renault Reinastella, напоминающем внешне летающую тарелку. Тему автопутешествий своеобразно поддержала компания Michelin, которая выложила на выставке Guide Rouge – небольшую книжечку с инструкциями по починке пробитых покрышек и полезной информацией для автопутешественников. Впервые эта брошюра была издана компанией в 1900 году и на протяжении многих лет пользовалась большой популярностью у автомобилистов. Как всегда, «Ретромобиль» не обойдется без празднования «автомобильных именин». Peugeot отмечает 70-летний юбилей 400-й серии, полвека «стукнуло» Mercedes 300SL. Круглые даты отмечают две модели Facel Vega, а знаменитой марке Hotchkiss исполняется 100 лет. Красный Ford Mustang, снимавшийся в знаменитом фильме 1964 года «Жандарм из Сан-Тропэ», был выставлен французским клубом владельцев Mustang в честь 40-летнего юбилея модели. По традиции, в рамках «Ретромобиля» проходит аукцион Christie`s.

Главный лот – Bugatti T55 1935 года, который оценивают в ?1,6 млн–2,2 млн. Многие эксперты считают его самым красивым автомобилем 30-х годов прошлого века. Всего было выпущено 38 таких машин, из которых сохранились только 30. Также Christie`s выставляет Rolls-Royce Silver Cloud III Coupe 1965 года, принадлежавший Брижит Бардо (стоимость машины ?50–70 тыс.), Bugatti T51 Grand Prix 1929 года (?450–550 тыс.), Bugatti T15 1911 года (?170–190 тыс.), Aston Martin DB6 Volante 1967 года (?150–180 тыс.), Porsche 911SC/RS GP 1983 года (?135–155 тыс.), Aston Martin DB5 Coupe 1965 года (?100–140 тыс.) и уникальный Abarth 205 Coupe «Fischer Green Star» (?90–120 тыс.). Впрочем, не все раритеты продаются. Например, на выставке только в качестве экспоната присутствует купе Alfa Romeo Sportiva 1954 года, эту машину выпустили всего в двух экземплярах. Помимо «живой классики» выставочные павильоны (их общая площадь 20 тыс. кв. м) насыщены всякой околоавтомобильной всячиной – коллекционными моделями машин, запчастями, аксессуарам, литературой и даже предметами искусства, так или иначе связанными с автомобильной тематикой. Хотя главным предметом искусства на подобных мероприятиях все равно остается автомобиль.