На эти вопросы ответили эксперты форума «Неделя Российского Ритейла».
Желания покупателей
Ключевым фактором, влияющим на трансформацию автомобильного рынка, были, есть и всегда будут потребности покупателя. Бурное развитие технологий и современный ритм жизни внесли значительные коррективы в требования потребителя к продавцу и самому продукту.
Клиентам, в большей степени корпоративным, не нужен просто автомобиль, им необходимо транспортное решение их задач. Транспортное решение включает в себя и финансовую составляющую – мы должны предложить различные варианты финансирования (операционный лизинг, финансовый лизинг, рассрочка), и техническую. Это и сервисный контракт, поддержка на дороге и наличие запчастей, и система мониторинга. Причем универсального решения для всех не существует. Нужно вот так, по кирпичикам, собирать индивидуальные предложения для каждого клиента.
В массовом сегменте наблюдаются похожие тенденции. Автомобиль интересен теперь не как транспортное средство, а как гаджет, который облегчает жизнь владельца. И если раньше покупатель выяснял детали технического устройства, то сегодня его больше волнует технологическое оснащение.
Подход ритейлеров
Несмотря на то, что фраза «индивидуальный подход» фигурировала в предложениях профессиональных игроков рынка практически всегда, именно сейчас она стала как никогда близка к истине. Производители формируют комплексное решение здесь и сейчас, которое позволит потребителю сэкономить в будущем.
Ни для кого не секрет, что у AUDI достаточно обширный прайс лист, который позволяет кастомизировать автомобиль под потребности клиента. Но, несмотря на это, бывают случаи, когда после выявления потребностей клиентов мы ведем переговоры с заводом, чтобы собрать абсолютно уникальный автомобиль, которого нет в российском прайс листе.
Все мы знаем, что купить автомобиль – это половина счастья. Другая половина – дальнейшее обслуживание. Сервисный контракт эту проблему снимает. В зависимости от потребностей предлагаем несколько вариантов контрактов, благодаря которым о сервисном обслуживании в том или ином виде покупателю не придется задумываться на всем жизненном пути автомобиля. Выгода в том, что можно заранее спрогнозировать свои затраты на сервис, а экономия на ТО достигает и 40-50%.
Формат продаж
В новой реальности человек больше не готов тратить время на посещение дилерских центров с целью выбора автомобиля. Он принимает решение на основе информации, полученной в сети. Медленно, но верно продажи уходят в онлайн.
Те дилеры, которые считают, что онлайн-продажи не смогут заменить оффлайн, в скором времени погибнут. Доля онлайна будет расти. Но мы видим по опыту европейского и американского рынков, что компании, сделавшие ставку только на онлайн, становятся банкротами. Будущее за многоканальностью – основным залогом успеха станет грамотное совмещение онлайна и оффлайна. Ведь покупателю всегда нужна будет эта конечная точка, куда можно прийти на тест-драйв или пройти технического обслуживание.
Пока доля онлайн-продаж автомобилей невелика, не все еще готовы делать такие крупные покупки в сети, не пощупав и не прокатившись на выбранной модели. Полностью салоны не исчезнут, наверное, никогда. Но повсеместная диджитализация не обошла стороной автопроизводителей. Они трансформируют классические дилерские центры в технологичные шоурумы.
Мы реализовали новое приложение-конфигуратор на планшете, позволяющее продавцу создать визуальную модель автомобиля, который подобрал для себя клиент. Автомобиль выводится на экран, при этом процесс может сопровождаться видео, разъясняющим, как работают опции выбранной модели.
Форма владения
Еще одна тенденция, появившаяся на рынке, — уменьшение количества автомобилей на одну семью. В больших городах становится невыгодно содержать свою машину. Платные парковки, постоянные пробки и рост стоимости бензина — все больше людей пересаживается на общественный транспорт, такси и каршеринг.
Последние исследования говорят, что к 2030 году 70% автомобилей будут продаваться не в личное пользование, а корпоративным клиентам. Этому способствует развитие новых форм владения, таких, как подписка, и каршеринг. Но последний эффективен только в мегаполисах, где парк автомобилей огромен. В небольших городах стоимость минуты должна быть ниже, что приведет к снижению прибыли сервиса. Доступных машин будет не так много, придется тратить время впустую на ее поиски. Такое положение дел невыгодно ни сервису, ни пользователям. Поэтому вскоре многие автопроизводители придут к подписке.
Мы уже запустили сервис подписки. В чем суть? Подписка оформляется на год. В течение этого времени клиент может пользоваться автомобилем. При этом в ежемесячный фиксированный платеж уже включены всевозможные затраты на содержание. Владельцу предстоит платить разве что за парковки, бензин и мойки. И самый главный плюс – нет первоначального взноса.
Наряду с этим на рынке останется и классическая аренда, и лизинг.
Топливо
Растет влияние и «зеленых» тенденций. Многие европейские города вводят ограничения на въезд автомобилей с несоответствующим экологическим нормам топливом. Эксперты едины во мнении, что будущее за электрическими машинами. Но производителям предстоит еще модернизировать электрокары, адаптировать их под погодные условия России. Да и есть одно существенное препятствие — слишком медленное развитие инфраструктуры, особенно в регионах.
Организатор сессии АО ВТБ Лизинг