Десять вещей, которые стоит и не стоит делать в самолёте

Перелёт — это всегда в той или иной мере стресс. Замкнутое пространство, куча людей вокруг, другая физиология на большой высоте

В таких условиях обостряется раздражение от поведения других людей, поэтому чтобы не испортить полёт себе и окружающим, нужно обращать внимание на некоторые простые вещи. Рассказываем, что нужно и не нужно делать в полёте, чтобы он прошёл для всех легко и комфортно.

В ПОЛЁТЕ СТОИТ

1

Планировать посещение туалета заранее

content image for: 73105

Казалось бы, мелочь, но о ней стоит подумать загодя. Время есть после обслуживания питанием и сразу после взлёта и до начала обслуживания — это промежуток от 10 минут до получаса. После того, как на столиках появится еда, выбраться с любого места, кроме крайнего у прохода, будет непросто. Но это ещё полбеды — основная проблема в том, что по проходу постоянно снуют бортпроводники с тележками, разойтись с которыми очень трудно, особенно на рейсах с полной посадкой в салоне. Также помните, что посещение туалета невозможно во время взлёта и посадки, а также во время турбулентности. Кстати, немногие знают, но туалет доступен и до взлёта, пока не закончилась посадка.

2

Уступить подлокотники пассажиру, сидящему посередине

content image for: 73105

Средние места в ряду — наименее удобные. Поэтому существует негласное правило, что сидящий там пассажир вправе рассчитывать на два подлокотника. Находящиеся на крайних местах пассажиры имеют возможность отклониться к стене и в проход и менее скованы в своих движениях. Поэтому им не так важно зафиксироваться в единственном удобном положении в кресле, как среднему. Расположение обеих рук на подлокотниках позволяет не сидеть в крайне дискомфортной позе со сведёнными плечами, поэтому не бодайтесь с соседом в центре за «вашу» половинку и без того узкой подставки для рук.

3

Спрашивать разрешения открыть-закрыть шторки на окне

content image for: 73105

Если вы заняли место у окна, это не означает что стали повелителем окна. Хорошим тоном будет поинтересоваться у соседей, не против ли они, если вы закроете или откроете шторку. Возможно, яркий свет и тепло от солнца будут доставлять им дискомфорт или, наоборот, на какое-то время соседу будет необходим дневной свет. В случае отказа вы всегда можете объяснить свою просьбу, и если аргументы весомые, то вряд ли услышите отказ во второй раз. А если это и случится, то прислушайтесь к контраргументам — может, вам самим стоит немного потерпеть? Но обычно люди соглашаются, даже если им и не очень удобно — это уважительный ответ на то, что с их мнением хотя бы попытались посчитаться.

4

Быть снисходительным к плачущим детям

content image for: 73105

Брать ли в полёт маленьких детей — дискуссионный вопрос. Но мы никогда не можем знать, что заставило людей подвергнуть себя и младенца такому стрессу, поэтому если на борту плачущий ребёнок — просто примите это как есть. Успокоить маленького человека, оказавшегося в новой для себя обстановке, практически невозможно. Эмоциональные переживания или изменение самочувствия на фоне отсутствия у него воли и осмысления происходящего заставляют ребёнка плакать, пока он не устанет или не привыкнет. В такой ситуации может оказаться каждый, поэтому не стоит выражать недовольство — в следующий раз оно может быть обращено в вашу сторону. Хотите подстраховаться и не слушать рёв прямо над ухом — выбирайте места подальше от носовой части салона, так как там маленькие дети встречаются намного реже.

5

Быть вежливым с экипажем

content image for: 73105

У бортпроводников тяжёлая работа — это не только нахождение в небе и на ногах, но и постоянное взаимодействие с людьми со всеми их капризами и особенностями общения. Поэтому чем более спокойный персонал на борту, тем комфортнее полёт. Уменьшить стресс стюардов проще простого — всего лишь быть вежливыми и не дёргать по пустякам. В числе таких капризов обычно просьба обслужить досрочно, пересадить туда, куда нельзя пересадить, а также разместить чемодан именно над вашим местом и ни на ряд ближе или дальше, как бы ни были забиты багажные полки. Также глупо вступать в дискуссию по поводу целесообразности выполнения просьб отключить смартфон, убрать багаж из прохода или поднять спинку кресла — вы ведь всё равно это сделаете. Зато можно поблагодарить за обслуживание или помощь на борту — мало кто знает, что если попросить бланк отзыва и написать на нём благодарность, то проводнику с большой вероятностью выпишут премию.

В ПОЛЁТЕ НЕ СТОИТ

1

Снимать обувь, если с вашими ногами хоть что-то не в порядке

content image for: 73105

Многие пассажиры снимают обувь в полёте. Это позволяет ногам отдохнуть и сохранить свежесть. Однако перед тем как это сделать, надо быть уверенным в том, что эта свежесть есть изначально. Также будет очень некрасиво снять обувь, если ноги выглядят неэстетично — например, протёрты носки или стопы покрыты мозолями. Сидеть рядом с таким пассажиром крайне неприятно. Но даже если с этими моментами всё в порядке, не стоит перемещать ноги без обуви куда-то из-под впередистоящего кресла — закидывать ногу на ногу или колено, подтягивать под себя на подушку или класть на спинку кресла впереди — это невежливо и нарушает приватность соседей.

2

Откидывать спинку кресла без предупреждения

content image for: 73105

Эконом-класс самолёта — крайне тесное пространство, где любые шевеления затрагивают других пассажиров. Поэтому откинутая спинка вашего кресла может существенно повлиять на комфорт сидящего сзади, довольно незначительно увеличив ваш собственный. Но раз уж авиакомпания предусмотрела такой функционал, вы вправе им пользоваться. Хорошим тоном будет предупредить человека о своём намерении или хотя бы убедиться, что своим действием вы не опрокинете ничего со столика или не сломаете крышку его ноутбука — такие случаи нередки. А ещё лучше просто поинтересуйтесь, можно ли откинуться.

3

Допускать звуки из планшета, смартфона и даже наушников

content image for: 73105

В любом общественном месте неприлично беспокоить окружающих звуками своих гаджетов, поэтому просмотр контента без наушников — дикость что в очереди в банке, что в салоне авиалайнера. Но самолёт — особо тесное пространство, поэтому даже громкая музыка в наушниках (особенно это касается «затычек») может быть слышна окружающим. Убедитесь, что наушники хорошо шумоизолированы, а громкость не доставляет дискомфорта соседям. А вот что касается просмотра видеоконтента «не для всех» — вопрос спорный. С одной стороны, вы никого не заставляете смотреть в ваш экран, где происходит «всякое такое», но с другой не удивляетесь, если вам сделают замечание. Хотите смотреть в полёте про секс и насилие и тому подобное — выбирайте место у окна и разворачивайте дисплей к стене.

4

Оправдывать непоседливых детей

content image for: 73105

Салон самолёта — прекрасное место, где можно привить детям принципы поведения в обществе. Поэтому если неугомонный ребёнок колотит по спинке впереди стоящего кресла или задевает ногами соседей, не нужно оправдывать его баловство расхожим «этожедети». Пусть двигается, но только у вас на руках или на своём кресле. Ребёнку следует объяснить на реальном примере его действий, что он может мешать другим людям и что так делать плохо — в дальнейшем этот эпизод воспитания пригодится не только в самолёте. Если не слушается слов, то это должно стать проблемой родителя, а не того, кто сидит впереди или рядом. Это же касается просмотра мультфильмов с планшета на полной громкости — оправдание «онижедети» редко находит понимание в обществе, а ребёнку можно просто дать наушники.

5

Аплодировать при посадке и вставать раньше времени

content image for: 73105

Аплодисменты после приземления — явление, которое никак не льстит пилотам, потому что они просто делают свою работу, а не совершают подвиг. И оценка обывателей, что они хорошо посадили авиалайнер, им ни к чему — они и так лучше всех знают, хорошо или плохо они справились с приземлением. К тому же пилоты просто не слышат аплодисментов через звуконепроницаемую дверь. Наконец, не стоит вскакивать с места и хватать чемоданы с багажной полки, пока не погасло табло «пристегните ремни». Это нарушение требований безопасности (можно упасть во время рывка при движении самолёта и может выпасть багаж) и неуважение к другим пассажирам и экипажу.

Дмитрий Ласьков