Самые крутые самолеты СССР: от «Ильи Муромца» до «Мрии»

Сейчас российскому авиапрому особо похвастать нечем. Между тем, отечественной промышленности есть чем гордиться

Первые рекорды

Первая уникальная авиационная разработка, не имеющая аналогов в мире, появилась не в СССР, а в Российской империи. В 1914 году в Санкт-Петербурге, на Русско-Балтийском вагонном заводе, начался выпуск первого в мире серийного четырехмоторного самолета «Илья Муромец». Подобных самолетов в то время не выпускала ни одна другая страна, так что «Илья Муромец», разработанный молодым конструктором И. И. Сикорским, оказался самым настоящим прорывом в мире авиации. Более того, предложенная Сикорским четырехмоторная схема вскоре стала классической. Также «Илья Муромец» стал первым пассажирским четырехмоторным самолетом, оснащенным не только комфортабельным салоном, но туалетом и даже спальными местами.

Правда, прославился «Муромец» не как пассажирский самолет, а как бомбардировщик. С началом Первой мировой войны «Илья Муромец» был призван в армию и начал наводить ужас на противника. Справиться с этой первой в мире «летающей крепостью» у немецких и австрийских истребителей шансов было мало — «Муромцы» имели хорошее вооружение и могли продолжать полет даже при выходе из строя двух двигателей. За время войны «Муромцы» высыпали на головы врагам 65 тонн бомб и сбили в воздушных боях 12 истребителей противника. Собственные потери составили один самолет, который не смог отбиться от двух десятков атаковавших его истребителей.

content image for: 73096

До прекращения производства в 1919 году «Илья Муромец» выпускался в нескольких модификациях, которые немного отличались друг от друга длиной фюзеляжа и размахом крыльев, а также двигателями: Argus, Р-БВЗ, Sunbeam и Renault. Полная взлетная масса самолета колебалась от 3100 до 4800 кг, максимальная скорость, в зависимости от используемых моторов, достигала 105-135 км/ч, экипаж был 5-8 человек, масса бомбовой нагрузки достигала 1500 кг, а оборонительное вооружение состояло от 2 до 8 пулеметов. «Илья Муромец» был первым в мире самолетом, на котором устанавливалось артиллерийское орудие — 37-миллиметровая пушка, и первым в мире самолетом, сбросившим на врага бомбу весом 400 кг.

Читайте также
Auto article image: 73772
Кроссовер Kia Seltos — «Крете» придётся потесниться
Мы протестировали горячую корейскую новинку, которая появится и на российском рынке

Военная служба «Ильи Муромца» закончилась уже в Гражданскую войну — в ноябре 1920 года. После войны уцелевшие самолеты использовались для перевозки пассажиров и почты, а в 1923 году, вследствие полного износа, последний «Илья Муромец» был утилизирован. След в мировой истории авиации этот самолет оставил весьма заметный — это был прадедушка современных стратегических бомбардировщиков, обладатель множества мировых рекордов и первый в мире четырехмоторный самолет, принявший участие в боевых действиях.

Черная смерть

Одним из героев Второй мировой войны был советский штурмовик Ил-2. Уникальный самолет, разработанный конструктором С. В. Ильюшиным перед войной и пошедший в серию в феврале 1941 года. Уникальность штурмовика заключалась в том, что основу его конструкции составляла бронекапсула, к которой крепилась хвостовая часть и крылья. Бронекапсула защищала летчика, двигатель и другие жизненно важные узлы — при массе самолета в 4360 кг вес брони составлял почти тонну. В разных странах мира многие самолеты тоже имели бронирование, но исключительно навесное. И только в СССР придумали штурмовик с бронекапсулой, выполняющей роль основного элемента конструкции самолета.

К сожалению, из-за ряда ошибок (отказ от заднего стрелка, непродуманная тактика применения и попытки затыкать Ил-2 все дыры на фронте) в начальном периоде войны штурмовики несли неоправданно большие потери. Небольшая скорость в 415 км/ч и отсутствие защиты задней полусферы, делало их легкой добычей немецких истребителей, а постоянное висение над полем боя приводило к большим потерям от зенитного огня. Однако с 1942 года стала выпускаться двухместная модификация Ил-2, к 1943 году немецкая авиация стала утрачивать превосходство в воздухе, и звездным часом советского «летающего танка» стал 1944 год, когда тысячи Ил-2 громили отступающих немцев на всем протяжении фронта. К тому времени была выработана и доведена до совершенства тактика штурмовки, на боевые вылеты Ил-2 отправлялись с истребительным прикрытием, кроме того, штурмовиков было много. Советская промышленность выпустила более 36 тысяч Ил-2, и он стал самым массовым военным самолетом за всю мировую историю.

content image for: 73096

Для немцев Ил-2 был настоящим кошмаром. По воспоминаниям солдат и офицеров группы армий «Центр», разгромленной летом 1944 года в ходе наступательной операции «Багратион», сотни Ил-2 непрерывно обрушивали на отступавшие немецкие части бомбы, реактивные снаряды и расстреливали колонны из пушек. Это был не самолет, а «черная смерть», как прозвали Ил-2 немцы. После капитуляции Германии Ил-2 и его более совершенная модификация Ил-10 приняли участие в войне против Японии, затем машины воевали в Корее. Служба Ил-2 закончилась в середине пятидесятых годов, когда он окончательно устарел — в век реактивной авиации поршневым самолетам в небе делать было нечего. Тем не менее, Ил-2 навсегда вошел в историю как самолет-солдат, который буквально на своих крыльях вынес всю тяжесть войны с её первого и до последнего дня.

70 лет в строю

Когда в ноябре 1952 года в воздух впервые поднялся стратегический бомбардировщик Ту-95, никто бы не поверил, что этот самолет будет оставаться на вооружении и через семьдесят лет. В начале пятидесятых годов казалось, что самолеты с турбовинтовыми двигателями — это лишь временная мера, перед окончательным переходом авиации на реактивную тягу. Ни одна страна мира, кроме СССР, в пятидесятые годы не разрабатывала такие бомбардировщики, но оказалось, что их рано списывать со счетов. Ту-95 оказался настолько удачным, что и в 2019 году считается вполне грозным оружием, тем более что за семьдесят лет его пребывания в строю кардинально поменялась тактика использования бомбардировочной авиации. Если раньше врага надо было засыпать бомбами, то теперь бомбардировщики являются своего рода платформами для запуска крылатых ракет большой дальности. И в этом качестве Ту-95 вполне устраивает военных. Кроме того, есть у него один существенный плюс — его невозможно обнаружить средствами спутниковой разведки, так как он не оставляет за собой характерного теплового следа, что выгодно отличает его от бомбардировщиков с реактивными двигателями.

content image for: 73096
Читайте также
Auto article image: 73769
Lada Vesta в новом кузове (первые рендеры)
Lada Vesta сейчас является одним из лидеров на российском автомобильном рынке — модель уверенно занимает второе место по продажам, проигрывая только более дешевой Lada Granta

Четыре турбовинтовых двигателя НК-12МП с соосными винтами совокупной мощностью 60 000 л.с. чрезвычайно шумные, но на возможность пульнуть по супостату крылатой ракетой это никак не влияет. К плюсам этого единственного в мире турбовинтового бомбардировщика со стреловидным крылом также можно отнести межконтинентальную дальность полета, вполне приличную максимальную скорость в 860 км/ч, систему дозаправки в воздухе и крылатые ракеты Х-101 с дальностью стрельбы до 5000 километров. Модернизированная версия бомбардировщика — Ту-95МС — может поражать цели с большого расстояния, не подвергаясь опасности быть уничтоженным ПВО противника, так как самолет при нанесении удара будет находиться вне досягаемости зенитных ракет.

На основе Ту-95 были разработаны: дальний противолодочный самолет Ту-142, пассажирский лайнер Ту-114 и самолет дальнего радиолокационного обнаружения Ту-126. А всего за свою долгую жизнь туполевская машина имела около пятидесяти модификаций, что говорит о её чрезвычайной универсальности и удачной конструкции.

Быстрый, но убыточный

31 декабря 1968 года Советский Союз вышел победителем из очередного авиационного соревнования — в тот день впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Конкурент в лице англо-французского Concorde полетел позже, да и по многим показателям проиграл туполевскому самолету. Например, по максимальной скорости. Ту-144 мог разгоняться до 2500 км/ч и до сих пор является абсолютным рекордсменом, так как больше ни один пассажирский самолет не может похвастаться такими показателями.

При разработке Ту-144 был использован ряд передовых и уникальных технологий и технических решений, ранее применявшихся на экспериментальных или военных самолетах. Советская промышленность обогатилась новыми компетенциями, а советский авиапром в очередной раз доказал, что ему по силам конкурировать с европейскими и американскими авиастроительными компаниями. Да не просто конкурировать, но в чем-то и превосходить их.

content image for: 73096
Читайте также
Auto article image: 73540
Билет Москва-Петербург на Hyperloop будет стоить 16 тысяч рублей
В случае строительства в России нового вида транспорта – Hyperloop – стоимость одного билета на него составит 16,1 тыс. рублей, передает «Коммерсант»

К сожалению, при создании Ту-144 экономическая целесообразность проекта была отодвинута на второй, если не на третий план. Ту-144 начал эксплуатироваться только в 1975 году, а в 1978 году самолет прекратил совершать коммерческие рейсы и больше никогда в качестве пассажирского лайнера не использовался. В эксплуатации он оказался слишком сложен, дорог и, кроме убытков, ничего не приносил. Всего Ту-144 выполнил 102 рейса и перевез 3284 пассажира — ради таких мизерных показателей вряд ли стоило вообще затевать весь этот сверхдорогой проект. Concorde тоже не приносил прибыли, но хотя бы балансировал на грани окупаемости.

Супервертолет

Непревзойденным рекордсменом с начала восьмидесятых годов прошлого века и по сегодняшний день, остается тяжелый транспортный вертолет Ми-26. Конструкторское бюро Миля начало разрабатывать этот вертолет в конце 60-х годов, а в 1977 году вертолет-гигант совершил свой первый полет. Главной трудностью при разработке Ми-26 являлась передача к несущему винту огромной мощности двух газотурбинных двигателей Д-136, совокупной мощностью 22 800 л.с. Конструкторы смогли решить эту проблему, разработав главный редуктор, выполненный по многопоточной схеме.

Высота Ми-26 составляет 8,2 метра, то есть по размерам он сопоставим с трехэтажным домом. Длина грузовой кабины — 12 метров, ширина — 3,2 м, высота 3,1 м. Вертолет способен перевозить в кабине 82 человека или 20 тонн груза. Однако в процессе эксплуатации нередки были случаи, когда вертолет брал на борт больше сотни людей. Груз такой же массы он способен перевозить и на внешней подвеске. Максимальный взлетный вес Ми-26 составляет 56 тонн, при этом вес топлива может достигать 12 тонн. Несмотря на впечатляющие габариты, этот гигант может разгоняться до 295 км/ч, а с крейсерской скоростью 265 км/ч и с полной загрузкой вертолет может пролететь около 800 километров.

content image for: 73096

Ми-26 в основном выступал в роли военно-транспортного вертолета, но также тушил пожары, использовался как медицинский комплекс и летающий кран и даже использовался как топливозаправщик. Как и положено многоцелевому тяжелому вертолету, Ми-26 брался решать самые трудные задачи. Достаточно вспомнить его участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Несмотря на возраст, Ми-26 не собирается уходить на пенсию, более того, весной этого года холдинг «Вертолеты России» представил новейшую военно-транспортную модификацию вертолета — Ми-26Т2В, оснащенную более совершенным пилотажно-навигационным оборудованием и доработанными средствами защиты.

Мрия

Под занавес советской эпохи, был создан уникальный самолет, который до сих пор поражает воображение — Ан-225 «Мрия». Этот транспортник создавался КБ Антонова с середины восьмидесятых годов для перевозки компонентов космического комплекса «Энергия-Буран» на Байконур. А в перспективе он должен был стать платформой для запуска многоразовых космических кораблей. То есть «Мрия» должна была играть роль первой ступени, для чего на верхней части фюзеляжа имелись специальные узлы крепления. В герметичном грузовом отсеке длиной 43 м, шириной 6,4 м и высотой 4,4 м, мог размещаться груз массой 250 тонн. Погрузка проходила через откидывающуюся вверх носовую часть, причем две передние опоры шасси «приседали» для облегчения процесса. С грузом массой 150 тонн самолет имел межконтинентальную дальность полета, а на «спине» Ан-225 мог перевозить груз массой 200 тонн. Дальность полета пустого самолета достигала 15 400 км, при этом 300 тонн составлял вес топлива.

content image for: 73096

Так как «Мрия» была рассчитана на перевозку сверхтяжелых грузов, она получила усиленное шасси и шесть двигателей Д-18Т вместо четырех, как у Ан-124 «Руслан», на базе которого она была построена. К сожалению, в программе «Энергия-Буран» Ан-225 деятельного участия принять не успел, всего лишь один раз перевезя в 1989 году космический челнок «Буран» для показа на Парижском авиашоу. Ан-225 так и остается выпущенным в единственном экземпляре, а второй фюзеляж почти тридцать лет находится в недостроенном состоянии и вряд ли будет достроен, по причине отсутствия заказчика. На сегодняшний день Ан-225 «Мрия» является самым тяжелым самолетом в мире — максимальная взлетная масса 640 тонн, за ним также числится абсолютный рекорд грузоподъемности — 253,8 тонны. Всего за свою жизнь этот уникальный самолет установил более 250 мировых рекордов, большинство из которых ещё не скоро будут побиты.

Александр Плеханов