28 июля
УАЗ Профи 2.7 MT 4WD
На днях купил для работы профи 19 года, пока привыкаем друг к другу, но по рабочим моментам уже нет вопросов. Взял с новым промтоварным фургоном с...
5
30 июля
Nissan Teana 3.5 CVT
Машина для души, за разумные деньги, расход по городу около 12.6, трасса 8.4, на обгоне чувство абсолютной уверенности, за удовольствие от вождения...
5
Все отзывы
1 июня 2019 10:00, Статьи, Деньги, источник: Forbes

Оптовые цены на бензин выросли на 25% за месяц.Что на АЗС?

Рост биржевых и оптовых цен в апреле-мае подстегнул опасения, что сценарий прошлого года, когда розничные цены подскочили за месяц на 10%, повторится

Рост акцизов в начале прошлого года, взлет мировых котировок на нефть и нефтепродукты при сохранении слабого курса рубля в мае прошлого года привели к росту отпускных цен НПЗ на бензин на 27%. В результате они стали выше розничных, и маржа АЗС стала отрицательной. Последующий рост розничных цен на 10% частично снизил дисбаланс. Правительству пришлось вмешаться, чтобы остановить галопирующие цены. Были снижены акцизы и достигнуты договоренности с нефтяниками о заморозке цен, а также введены обязательства по росту поставок моторных топлив на внутренний рынок. Может ли такой сценарий повториться в этом году?

Читайте также
Подорожание бензина: нас предупредили об ужасном сценарииО новом витке подорожания топлива предупредил Независимый топливный союз (НТС). По его данным, за месяц биржевые цены на бензин уже выросли примерно на 20%

Что происходит

Текущая ситуация на топливном рынке сильно отличается от прошлогодней. Во-первых, розничные цены находятся на более высоком уровне. Даже после роста оптовых цен на 25% за последний месяц они ниже розничных на 5-6 рублей за литр, что позволяет торговцам не только покрывать свои затраты, но и получать некоторую прибыль.

Во-вторых, сегодня действуют соглашения с нефтяными компаниями, направленные на насыщение внутреннего топливного рынка и ограничение роста цен. Соглашениями предусмотрено, что розничные цены не могут расти быстрее инфляции, а для мелкооптовых цен установлены максимальные уровни по регионам.

Нефтяников также обязали увеличить поставки топлива на внутренний рынок на 3% по сравнению с соответствующим показателем 2017 года. В начале года этот уровень оказался слишком высоким, что привело к избытку бензина на внутреннем рынке и аномальному падению отпускных цен НПЗ ниже закупочных цен на нефть. Апрельский пересмотр требований государства и перенаправление части бензина с внутреннего рынка на экспорт привели к восстановительному росту цен. Это нормализовало ситуацию на внутреннем рынке, хотя при этом сохранился дисбаланс между экспортными и внутренними ценами. Сейчас он составляет более 9 рублей за литр, но введенный с начала 2019 года демпфирующий механизм компенсирует компаниям более половины разницы между внешними и внутренними ценами. В мае величина демпфера, по предварительной оценке, превысит 7 рублей за литр автобензина.

Как видим, в краткосрочном плане меры правительства работают: дефицита бензина нет, рост розничных цен не превышает инфляцию, а независимая торговля нефтепродуктами не разоряется. Но что произойдет после завершения соглашений в конце июня?

Чего ждать

На наш взгляд, принятые меры позволят правительству удержать розничные цены в пределах инфляции до конца года. Стабильность цен на АЗС — социально значимая тема и один из приоритетных вопросов для государства. Однако сейчас эта стабильность достигается за счет убыточности поставок на внутренний рынок для НПЗ. Чего же ожидать в среднесрочной перспективе?

Текущее производство автобензина полностью обеспечивают перерабатывающие мощности, решение о строительстве которых было принято в ситуации премиальности внутреннего рынка и высокой маржи переработки (до 2015 года). Сегодня же компаниям невыгодно производить и поставлять бензин на внутренний рынок. В таких условиях компании не заинтересованы не только в строительстве новых мощностей, но и вообще в производстве убыточных моторных топлив. Другими словами, действующая система регулирования решает краткосрочные задачи по балансированию рынка, но не способствует долгосрочному развитию отрасли. Это угрожает стабильному обеспечению внутреннего рынка в будущем.

Параметры регулирования следует скорректировать таким образом, чтобы обеспечивался баланс интересов нефтяников, потребителей и бюджета. Демпфер должен быть заменен плавающим акцизом, который бы учитывал котировки внутреннего рынка и напрямую включался бы в цену. При высоких ценах на нефть акцизы должны снижаться, при низких — увеличиваться. При этом должен быть решен вопрос с наполнением дорожных фондов: сегодня он в основном пополняется за счет акцизов на топливо. Величина дополнительных конъюнктурных доходов бюджета вполне позволяет компенсировать потери от снижения акцизов, но бюджетное правило запрещает это.

В соответствии с бюджетным правилом все дополнительные доходы бюджета от превышения котировок российской нефти Urals уровня в $40 за баррель (с учетом индексации) должны направляться в резервный фонд, а его использование допускается лишь для некоторых направлений. Парадокс ситуации состоит в том, что бюджетное правило предназначено для снижения влияния колебаний внешнеэкономической конъюнктуры на российскую экономику, но в данном случае оно работает в обратную сторону. Таким образом, должны быть внесены изменения в законодательство, которые позволили бы реализовать гибкий акциз без потерь для дорожных фондов.

Сергей Ежов, Евгений Тыртов Forbes

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
87
Синицына
это называется модернизация по путински - содрать три шкуры с россиян - при этом делая финасовые подарки кому угодно - тем же украинцам !!! бей своих а то чужие могут в ответ дать !
СсылкаПожаловаться
Евгений Малютин
Чтоб вам жилось хорошо!
СсылкаПожаловаться
Илья Смирнов
На АЗС стабильное повышение цен
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru