Прекратить такую практику ГИБДД не может из-за пробелов в законодательстве, даже обладая информацией о нарушениях. Теперь ведомство планируется указом президента наделить новыми полномочиями. Инициативу поддержали сами автошколы, а также Минпросвещения и Рособрнадзор. Против документа может выступить Минэкономики.
Госавтоинспекция разместила на regulation.gov.ru новую редакцию указа президента No 711 1998 года, которым установлены полномочия ГИБДД. Согласно поправкам, ведомство получит право проверять, как автошколы соблюдают требования «к учебно-материальной базе». Порядок контроля установят приказом МВД, он должен быть разработан в мае, следует из поручения вице-премьера Максима Акимова.
Автошколы, напомним, находятся под контролем Рособрнадзора, ведомство выдает им лицензии. Лицензия, в свою очередь, недействительна без заключения ГИБДД: с 2014 года инспекторы проверяют у автошкол программы обучения и учебно-материальную базу (наличие классов, учебной площадки не менее 0,24 га и т. д.). Такая проверка, как правило, проводится один раз, если заключение бессрочное. С 7 апреля срок действия заключений ограничат пятью годами, а значит, и проверки будут проводиться как минимум раз в пять лет.
Каких-либо дополнительных внеплановых проверок (например, по жалобам) между выдачей старого и нового заключения нет. «“Серые” автошколы имеют полный комплект оборудования лишь на этапе обследования, — рассказали в ГИБДД России. — В дальнейшем, имея действующие заключения, такие автошколы не заинтересованы в поддержании учебно-материальной базы в надлежащем состоянии».
Напомним, по данным ГИБДД, в 2018 году «теорию» с первого раза сдали 41%, «площадку» — 42%, «город» — 31%. Число экзаменов, которые ежегодно принимают инспекторы, не меняется (в пределах 7,5-7,8 млн), а число граждан, получивших по итогам права, падает (с 1,87 млн до 1,35 млн человек в 2015—2018 годах).
В СССР ГАИ ежегодно проверяла автошколы для выявления «причин, отрицательно влияющих на качество подготовки». ГИБДД России проводила регулярные проверки до 2010 года, но затем потеряла это право, а с 2014 года стала выдавать лишь заключения. Сегодня за автошколами (их в России — 6,9 тыс.) должен следить Рособрнадзор, но эксперты давно говорят о том, что у ведомства на это не хватает ресурсов. В Рособрнадзоре и Минпросвещения предложения об изменениях поддержали.
«Постлицензионный контроль необходим, — говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.— Сейчас контроль есть только на этапе получения заключения и при сдаче экзамена, но никто не знает, что происходит во время обучения».
Эффект от нового вида контроля будет как для обучающихся, так и для добросовестных автошкол, считает Шутылева: «левым» автошколам, снижающим цены за счет сокращения программ, будет поставлен «серьезный заслон». «Эта мера давно назрела, она может помочь в борьбе за качество подготовки, оградив будущих водителей от низкокачественных услуг, — заявил глава Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов. — С рынка уберут школы-убийцы, торгующие жизнями людей». При этом, говорит он, есть риск, что «нерадивые сотрудники (ГИБДД. — прим.) могут использовать проверки в корыстных целях»: все процедуры нужно прописать «четко и ясно, чтобы не было соблазнов» и «чтобы все перегибы можно было обжаловать».
При работе с проектом указа президента ГИБДД может столкнуться с сопротивлением Минэкономики, предполагают источники газеты «Коммерсант», знакомые с ситуацией. Ведомство неоднократно критиковало Госавтоинспекцию за документы, связанные с экзаменами на права («Ъ» об этом рассказывал). Новые полномочия ГИБДД совпадают с существующими полномочиями Рособрнадзора, получается дублирующий контроль. Такую позицию Минэкономики может изложить в ходе оценки регулирующего воздействия проекта указа.
Иван Буранов