Пять невероятных тоннелей мира (один из них в Москве)

Тоннели, автомобильные или железнодорожные, казалось бы, вещь привычная. Они делают нашу жизнь проще, а путь короче. Но некоторые из них способны удивить инженерными решениями и масштабами строительства

Тоннель под Темзой

Thames Tunnel — первый в мировой практике тоннель, проложенный под руслом судоходной реки. В свое время его даже называли восьмым чудом света. При его строительстве впервые использовался так называемый тоннельный щит: рабочие продвигали огромный щит в грунте и сразу же возводили кирпичную кладку. Ширина строения — 11,6 м, высота — 6,9 м, длина — 406 м. На строительство ушло 18 лет с 1825 до 1843 годы. После завершения тоннель использовался для пешеходных прогулок (в нем даже появились торговые ряды). В 1869 году тоннель Бронеля, как называли его лондонцы, закрыли для публики, пустив по нему железнодорожное сообщение. В 2007 году его закрыли на реконструкцию. Теперь Thames Tunnel входит в состав внутригородской железнодорожной сети London Overground.

Мост-туннель в заливе Чезапик

content image for: 72306

Мост-туннель в заливе Чезапик в штате Вирджиния (Chesapeake Bay Bridge-Tunnel) — одно из восьми существующих в мире подобных инженерных сооружений. Его протяженность от берега до берега — 28,4 километров, это один из самых больших комплексов в мире. Для создания этого «чуда инженерии» потребовалось построить чуть более 19 км эстакады, два тоннеля по 1,61 км, четыре искусственных острова и почти 9 км объездных дорог. Lucius J. Kellam Jr. Bridge-Tunnel (официальное название: мост-тоннель имени Люциуса Дж. Кэллама-младшего, получено в 1987 году) построен всего за 42 месяца: открытие состоялось в апреле 1964 года, после чего путь между побережьем Вирджинии и полуостровом Делмарва сократился на 152 километра (прежде требовалось объезжать по суше или ждать паром). В 1995 году было принято решение о расширении проезжей части за счет строительства параллельной «ветки» моста рядом с существующей. Сейчас мосты — 4-полосные, а в тоннелях — по 2 полосы. И все они открыты для проезда.

Готардский базисный тоннель в Швейцарии

Контент недоступен

Тоннель под Сен-Готардским перевалом в Швейцарских Альпах, получил название «базисный». Это самый длинный из существующих тоннелей. Длина гиганта — 57,1 км. А общая протяженность с учетом второго портала, служебных ответвлений и пешеходных проходов — 152 км. Превзойти рекорд в обозримом будущем вряд ли кому-то удастся (например, длина тоннеля под Ла-Маншем — 51 км). При этом тоннель еще и один из самых глубоких, ведь проложен он сквозь горный массив, и высота гор, возвышающихся над ним, достигает 2,3 км. Над строительством тоннелей работали 2 600 человек, для прокладки использовался специальный тоннельный комплекс длиной 410 метров.

Торжественное открытие состоялось 16 июня 2016 года: через 17 лет после старта строительства. Сейчас движение осуществляется по параллельным путепроводам, поэтому столкновение встречных поездов исключается.

Северо-Западный (Серебряноборский) тоннель в Москве

Контент недоступен

Серебряноборский тоннель — самый длинный из Московских тоннелей: 3,126 км. Начинается он на перекрестке улиц Крылатская и Осенняя (район Крылатское, ЗАО и заканчивается в Троице-Лыково (район Строгино, СЗАО). Глубина трехъярусного тоннеля достигает 44 метров. Верхний сводовый ярус предназначен для дымоудаления, средний — автомобильный (по три полосы в одном направлении), по нижнему пролегает линия метрополитена Арбатско-Покровской ветки. Между двумя основными тоннелями есть и сервисный, диаметр которого 6 м. Он предназначен для эвакуации людей, а также для других инженерных коммуникаций. Габаритная высота тоннелей — 3,9 м, а диаметр — 13,75м.

Мармарай в Стамбуле

Строительство тоннеля под проливом Босфор длилось с 2004 по 2015 годы. Тоннель глубокого залегания получил название «Мармарай»: «Marmara» (Мраморное море») + «rail» (рельс). Протяженность Мармарай — 13,6 км. Он соединил европейскую и азиатскую части Стамбула, значительно сократив время перемещения между ними и разгрузив транспортный поток. Отдельные секции тоннеля проложены ниже уровня моря более 55 метров: гибкое соединение нивелирует влияние подземных толчков. Для интегрирования Мармарай в систему стамбульского метрополитена, проложено 63 километра железнодорожных рельсов, которые соединяют азиатский район Гебзе и европейский Халкалы. Время в пути между конечными станциями этих районов сократилось до 104-105 минут, а поездка из Ускюдара в Сиркеджи, занимавшая минимум 30 минут, теперь длится всего 4.

Валентина Бондарь