Интервью с профи о дизайне новой Toyota Supra

Дмитрий Ласьков, редактор Авто Mail.ru
21 мая
Toyota Corolla 1.6 AT
Владею 10 лет, езжу каждый день на работу, не разу за 10 лет не поехал пешком,, всегда была на ходу
4.2
29 мая
Toyota Raum 1.5 AT
Машиной очень доволен! Покупал без пробега по России. Очень хороший семейный автомобиль, а также использую в работе(ремонтами помещений занимаюсь)к...
5
Другие отзывы о ToyotaВсе отзывы
7 марта 2019 10:00, Автошоу, Женева 2019
Российский автодизайнер Владимир Пирожков рассказывает об облике современных машин

Наш собеседник — гуру автомобильного и промышленного дизайна, потому как 18 лет работал за границей над интерьерами Citroen и Toyota. Мы встретились с Владимиром Пирожковым на стенде Toyota, чтобы обсудить дизайн реинкарнированной «Супры», но разговор вышел далеко за рамки этой модели и вылился в интересное интервью обо всём, что касается разработки облика современных машин.

По субъективному мнению автора этого материала, новая GR Supra получилась не совсем «тру» — не только из-за того, что под капотом там двигатель BMW, а в салоне кнопки и крутилки, как в «трёшке». Во-первых, японцы старались выдержать преемственность облика, но презрели единообразие оптики с легендарной предшественницей Supra A80. А во-вторых, кузов увешали многочисленными фальшрешётками, которые выглядят дёшево и не выполняют никакой функции, кроме сомнительной декоративной. В спинках кресел есть элементы, напоминающие прорези под гоночные ремни в настоящих ковшах, но это опять бутафория. Поэтому первый вопрос Пирожкову — почему же так сделано?

С высоты своего опыта Владимир предполагает, что все эти псевдорешётки — лишь задел для будущих фирменных тюнинг-комплектов с работающими воздуховодами. Подтверждение правдоподобности этой версии мы находим в стоящем рядом с серийными «Супрами» гоночном прототипе GR Supra GT4 Concept — у него во всех нужных местах (капот, бамперы, двери) — настоящие сетки! А если открыть дверь обычной дорожной машины, то можно увидеть подобие заглушки в проёме — и правда похоже на задел для установки комплектов улучшения охлаждения всего и вся.

Версия Владимира по поводу неаутентичного вида оптики состоит в том, что дизайнеры старались не делать из «Супры» чистое неоретро (а ля Mini или Volkswagen New Beetle — прим. ред.), а всё же стремились нарисовать современный спортивный автомобиль. И мощные светодиодные усы — следование тренду, который сейчас охватывает дизайн фар. Равно как и отсутствие ностальгических кругляшей в фонарях — налицо желание создателей придать им современный и динамичный вид без явного ухода в ностальгию.

Да и какая тут ностальгия, если платформа и агрегаты возрождённой легенды — от BMW. Владимир считает, что здесь нет ничего плохого, потому что главное в этой машине — узнаваемость и притягательность дизайна; а баварская технологическая база с японской доводкой — само по себе беспроигрышный вариант для спорткара. Пирожков указывает на ключевые элементы силуэта: двугорбую крышу, в которой видна отсылка к коллекционному купе Toyota 2000GT из шестидесятых, формульную структуру носовой части (характерный прилив бампера и структура воздуховодов и губы-сплиттера) и формульный же фонарь по центру заднего бампера. А также фары, в которых, несмотря на «усы», безошибочно узнаётся та самая Supra A80 из «форсажей» и «нидфоспидов».

Кстати, по этой ссылке можно посмотреть, как выглядела бы Supra, если бы дизайнеры более строго придерживались стилистики фар и фонарей предыдущей модели. Нравится? Глядя на стоящие на стенде Toyota купе красного и матового серебристого (премьерная лимитированная серия) цвета, Владимир рассказывает, что серо-серебристый этому автомобилю идёт больше, потому что красный крадёт форму, а серый наоборот — подчёркивает. А уж с чем-чем, а с формами у «Супры» полный порядок — чего стоят одни только накладки на двери (даже слегка гипертрофированные на вид), делающие кузов таким широким!

Есть и обратная сторона серых оттенков: они более требовательны к форме кузова и к качеству изготовления — лучше видны все изъяны, зазоры, стыки и тени. Владимир рассказывает, что та же Audi неспроста так любит серые цвета в выставочных автомобилях — так подчёркивают точность изготовления и подгонки деталей кузова. Вообще, каждому автомобилю идёт свой набор вариантов окраски, но если искать универсальный цвет для абстрактного автомобиля, то это будет белый. У японских марок, кстати, самая большая палитра оттенков белого — больше 50! А традиция использовать их на автомобилях связана с тем, что белый — символ успеха, достижений, радости и вообще всего светлого.

Эксперименты с убирающимися дисплеями закончились так же быстро, как начались. Теперь у всех автомобилей, и массовых и премиальных дисплей просто растёт из панели. На фото новая Corolla

От экстерьера мы переходим к салону, и здесь человеку, который профессионально занимался проектированием автомобильных интерьеров ведущих марок, нельзя не задать вопрос о «торчащих» дисплеях. Ведь последние несколько лет все как под копирку прикручивают мультимедийный модуль прямо поверх передней панели, не стараясь интегрировать его, как раньше. По словам Владимира, причина проста — это компоновка системы кондиционирования. В отличие от становящейся всё более компактной электроники, существенно уменьшить размеры вентиляторов и воздуховодов нельзя, поэтому гораздо проще, дешевле и эффективнее вынести разрастающиеся в размерах дисплеи за пределы поверхности передней панели.

Дизайнер высказался и о моде на цифровые приборки: по его мнению, это не добро и не зло, а данность и необходимость (ведь автомобили сообщают нам всё больше и больше разнообразной информации — прим. ред.). Главное, чтобы рисующие интерфейсы художники не шли вразнос и в погоне за дизайном не увлекались пестротой содержания приборной доски, потому что от яркого стиля до нечитаемости — один шаг. От себя добавлю: многие производители уже сейчас предусматривают различные переключаемые «скины» рисованной приборной панели: от лаконичной и контрастной выдачи информации до кричащих вариантов в стиле «центр управления звездолётом».

Любопытный факт: в салоне «Супры» немало деталей BMW, но не от соплатформенной новейшей Z4, а от более старых моделей. Обратите внимание на кнопки на руле и блок управления климатом, например

Заговорив об эргономике интерьеров, Владимир рассказал интересную вещь: ни в одном автомобиле до сих пор не предусмотрено штатного места для... дамской сумочки! А ведь это важнейшая для женщины вещь, в которой находится миллион жизненно необходимых мелочей. И работая в европейской дизайн-студии Toyota над интерьером хэтчбека Auris, Владимир придумал такую полочку, сместив стояночный тормоз к ноге водителя и сделав его одновременно упором для ноги. Но консервативные японцы (они предпочитают качественно повторять, нежели быть первыми) не пошли на такой смелый шаг, и автомобиля с местом для сумочки так и не появилось.

Пирожков делится ещё одним интересным наблюдением: посидев на стенде Citroen в какой-то из недавних премьер, он взялся за подрулевой рычажок, который сам разрабатывал в штате французской компании аж в 1994 году. Эти элементы не так просты, как кажутся — помимо функциональности они должны обладать огромным запасом механической прочности. Поэтому и создаются сразу с прицелом на будущие модели и используются в них до последнего. Аналогично с ключом-брелоком: он создаётся надолго, чтобы подходил к массе моделей нескольких поколений, так как разработка новой детали обходится относительно дорого.

Ещё одна ремарка автора: замечали одинаковые блоки управления стёклами или зеркалами в «Тойотах» 1989 и 1999 года? А подрулевые рычажки, а блоки потолочного света? Это всё та самая унификация, которая иногда выливается в настоящий консерватизм — японские компании часто тянут до последнего, прежде чем отказаться от устаревшего, но удобного решения. Поэтому та же Toyota так долго не переходила на ключи с выкидным жалом, поэтому же марка только недавно отказалась от модуля цифровых часиков, над которым последние годы не глумился только ленивый.

Но увлекаться погоней за экономией и унификацией опасно, потому что можно упустить то самое ощущение качества, которое определяет уровень автомобиля. Владимир рассказывает, что не зря в «Мазде» отдельный человек отвечал за звук работы кулисы механики MX-5, не напрасно в Audi существует целое подразделение, выверяющее тембр щелчков поворотных ручек в салоне — именно такие вещи создают конечное впечатление о качестве, которое очень важно именно в интерьере, где человек больше всего времени взаимодействует с автомобилем. Кстати, именно Audi и Mercedes-Benz Пирожков выделяет среди брендов, если говорить об уровне исполнения интерьеров.

Возвращаясь в салон «Супры», обращаем внимание на виднеющиеся отовсюду «уши» BMW: шайба мультимедийки, клавиши климата, рычаг автомата и другие детали. Может оно и к лучшему — вспоминая не самый современный дисплей новой «Короллы», в салоне которой мы только что обсуждали торчащие экраны (у «Супры» тоже такой). Кстати, приопускающиеся стёкла безрамочных дверей (тоже наследие BMW) вызвали у Владимира такое же лёгкое недоумение, что у меня. Ведь в нашем климате использовать такие не очень удобно — зимой они примерзают и работают некорректно, а по опыту с «безрамочными» машинами без этой особенности (Subaru Impreza, Mazda MX-5), она не так уж и необходима.

Двугорбая крыша необычна, содержит в себе ностальгическую отсылку, а также позволяет немного улучшить аэродинамику без ущерба для пространства в салоне

Из интересного в салоне отмечаем отсутствие перегородки между пассажирским и грузовым отсеками — за сиденьями по пути в багажник есть лишь ступенька со встроенными большими динамиками аудиосистемы, но достать чемодан можно просто протянув руку назад. Вообще, интерьер не тесный, но создающий столь необходимое в спортивном автомобиле обнимающее ощущение. Владимир обращает внимание на длинную по меркам японских машин подушку сиденья, а также кожаные накладки поверх карбоновой отделки центрального тоннеля — чтобы ноге было мягче контактировать с ним в крутых поворотах.

Разговор завершаю глобальным вопросом о том, что сегодня определяет автомобильный дизайн, каков главный фактор? Владимир считает, что в случае со всеми брендами, которые могут себе это позволить — это эмоции и порода автомобиля. Именно поэтому все крупные концерны скупают более мелкие марки со славной историей, по этой же причине мы видим возрождение славных в автомобильном мире имён — всем хочется быть причастным к истории и продавать эмоции. Китайские марки истории пока не имеют, поэтому могут позволить себе любые эксперименты с дизайном. Но и те смекнули, что к чему, и активно пополняют портфели активов брендами вроде MG, Borgward, Saab.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
34
семен вершинин
Этот "гуру" всерьез думает,что тот ( та ), кто купит у нас новую Z4 или Supra будет в -40 ее в сугробе возле подъезда хранить? Да и вообще зимой ездить..
СсылкаПожаловаться
Михаил Михеев
Насчет безрамочных дверей и климата. У меня на Субару двери без рамок. Удобно и безпроблемно, хотя климат у нас довольно жесткий.
СсылкаПожаловаться
семен вершинин
Дело в том,что эта машина вторая,а то и третья в гараже и вряд ли ее будут пользовать зимой...Кстати,я тоже сибиряк и субарист) Проблем с безрамочными дверями так же не наблюдаю)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru