Auto article image: 71978

Кто получит 175 миллионов за лучший автомобиль-беспилотник?

Дмитрий Ласьков, Редактор Авто Mail.ru

Под Дмитровом стартовали испытания прототипов робомобилей в рамках всероссийского конкурса

Технологические конкурсы проводятся по всему миру, чтобы ускорить развитие тех или иных решений и технологий. В этом году и в России проходит нечто подобное мировым конкурсам — состязание Up Great «Зимний город», целью которого является развитие технологий беспилотного вождения в сложных климатических и дорожных условиях российской зимы. Для этого перед участниками ставится задача — создать самоуправляемое транспортное средство, способное преодолеть некий технологический барьер.

Под ним понимается способность прототипа проехать без управления человеком дистанцию в 50 километров зимних дорог менее чем за 3 часа. Для этого в декабре 2019 года на полигоне НАМИ в Дмитровском районе Московской области будет сооружён специальный маршрут, имитирующий большинство распространённых дорожных ситуаций, а разработки команд-финалистов должны будут преодолеть его со всеми попутными сложностями: отсутствием разметки, неоднородностью дорожного полотна, наличием трафика, пешеходов и помех движению.

При этом скорость и уровень безопасности движения беспилотника должны соответствовать таковым у среднестатистического водителя-человека. Чья разработка преодолеет технологический барьер — та команда и получает приз в 175 миллионов рублей. Если с задачей справятся несколько команд, то призовой фонд будет разделён между ними в соответствии с тем, какое время покажут беспилотники финалистов на зачётной дистанции. Но чтобы попасть в финал и быть допущенным к прохождению заветных 50 километров, надо пройти квалификацию, первый этап которой состоялся на Дмитровском полигоне 27 февраля.

slide image for gallery: 24169 | Машины
slide image for gallery: 24169 | Машины
slide image for gallery: 24169 | Машины
slide image for gallery: 24169 | Машины
6фотографий
На удивление популярным форматом для участников стала грузопассажирская техника. Часть участников заездов выступали вне зачёта — как, например, команда Мосполитеха, которая использовала для увешанного лидарами прототипа Kia Ceed.... с механикой! Что под руку попалось, то использовали, но позже инженеры всё же собираются перейти на модель с автоматом

Изначально на конкурс заявились 33 инженерных коллектива, из них экспертизу прошли 14 проектов, а до квалификации добрались всего 11 команд. Первые три из них и попытали свои силы в специально воссозданном на полигоне НАМИ городке: на нескольких импровизированных улицах были расположены 8 заданий, а чтобы пройти в финал, надо было выполнить любые 4 из них. Упражнения приготовили следующие: объезд препятствий змейкой, проезд перекрёстка со светофором и без, движение в пробке, парковка, реагирование на нарушающий сигнал светофора автомобиль, поворот со второстепенной на главную и другие.

Цель конкурса «Зимний город» — найти решения, которые не только позволят беспилотникам распознавать окружающую обстановку в идеальных условиях и адекватно реагировать на происходящее, но и научат роботов правилу «дай дорогу дураку» и дадут им способность видеть в условиях суровой зимы. Правда, тестовый городок совсем не был завален снегом и не то чтобы полон опасностей: чистый асфальт, свежая разметка, правильно развешанные знаки и светофоры, выползающий на дорогу манекен-пешеход. Но организаторы сами признают, что нынешние испытания — лишь первая ступень, с которой надо начинать адаптацию и обучение существующих технологий к реальному миру.

slide image for gallery: 24168 | Город
slide image for gallery: 24168 | Город
slide image for gallery: 24168 | Город
slide image for gallery: 24168 | Город
slide image for gallery: 24168 | Город
7

К 5 марта квалификационный этап будет закончен, и на основе его результатов жюри сформирует список прошедших в финал команд. Коллективы получат 9 месяцев для подготовки и доработке своих беспилотников, чтобы те могли преодолеть технологический барьер. А организаторы в соответствии с условиями конкурса получат доступ ко всем собранным во время квалификационных и финальных заездов данным — с камер, радаров, лидаров, акселерометров, гироскопов, спутниковых приёмников и других сенсоров.

Таким образом, организаторы (Российская Венчурная Компания, Фонд «Сколково» и Агентство Стратегических Инициатив) получают в своё распоряжение массив тестовых данных, коллективы-победители имеют известность и финансирование проектов. А вся отрасль совершает скачок вперёд. Теоретически.

Ну а вдруг? Ведь если у нас появится прототип беспилотника, который реально сможет проехать 50 километров зимой по самым разным дорогам с прочими участниками движения и со сменой времени дня — разве это не то, с чем уже можно работать для внедрения настоящих автономных автомобилей и в нашей стране!

Дмитрий Ласьков