Российский автопром спасли иномарки

Подведены итоги 2003 года в российском автопроме. Производство легковушек выросло и даже превысило отметку в 1 млн. Хотя собственно российских машин стало меньше – прирост обеспечили иномарки.

У главных отечественных производителей – ВАЗа и ГАЗа – производство упало. АвтоВАЗ сумел восстановить устойчивый сбыт своей продукции только к марту. В 2003 году с конвейера предприятия сошло 699 889 легковых автомобилей, или 99,6% к уровню 2002 года. У партнеров тольяттинцев из соседней Сызрани – ООО «Рослада» – дела сложились хуже: предприятие выпустило на 33% меньше автомобилей, чем в 2002 году. Причем, как стало известно «Газете.Ru», сокращение выпуска намечается на ВАЗе и в следующем году – завод запланировал выпустить 684,8 тыс. автомобилей. На ГАЗе дела тоже шли неважно. В 2003 году в Нижнем Новгороде произведено 56 783 автомобиля – спад на 13,4%. Впрочем, завод надеется поправить дела за счет рестайлинговой «Волги», выпуск которой начнется 25 января. По словам генерального директора ОАО «ГАЗ» Алексея Баранцева, в 2004 году планируется собрать 72,5 тыс. таких машин. Впрочем, объем выпуска будет зависеть от спроса. Снижение производства отмечено также и на заводе в Ульяновске: УАЗ в 2003 году выпустил на 2,7% меньше внедорожников, чем в 2002 году.

Рост производства отмечен лишь на трех заводах, выпускающих российские легковушки. Это производители «Оки» – КамАЗ и CеАЗ, а также Иж. По данным «АСМ-Холдинга», в прошлом году вырос спрос на микролитражки – за счет этого Камский и Серпуховской заводы сумели добиться увеличения выпуска на 3,3% и 2,9% соответственно. На 19,4% возросло производство «Оды» и ВАЗ-2106 на заводе в Ижевске. Эти машины в основном покупают в провинции, где существует стабильный спрос на простые и дешевые авто.


«АСМ-Холдинг» прогнозирует, что доля иномарок отечественной сборки (сейчас она составляет 5,5%) будет расти из года в год – ну не дотягивают традиционные российские брэнды до зарубежных аналогов. Такого же мнения придерживаются и многие другие эксперты. СП «GM-АвтоВАЗ», хоть и не смогло выполнить план на 2003 год (21,8 тыс. вместо 35 тыс.), надеется на быстрый прогресс. В этом году речь идет уже о 60 тыс. машин, а в 2005-м – о 75 тыс. (уже с учетом Chevrolet Viva на базе Opel Astra предыдущего поколения). Среди сборочных предприятий лидирует калининградский «Автотор». Здесь выпущено 8415 машин – почти в полтора раза больше, чем в 2002 году. Прибалтийцы в 2004 году планируют выпустить 20–24 тыс. легковых автомобилей, расширяя модельный ряд за счет Hummer и, возможно, других внедорожников от GM и новых моделей BMW. ТагАЗ собрал 5896 Hyundai Accent – прирост составил 136,8%. Но больше всего выросло производство на московском предприятии «Автофрамос». В 2003 году здесь выпущено 1239 автомобилей Renault Clio Symbol, что перекрывает прошлогодний результат в 8,3 раза. Сейчас на предприятии идет активная подготовка к выпуску Renault Х90 – машины гольф-класса, созданной специально для стран Восточной Европы. Уже в 2005 году ее полноценное производство должно быть запущено, и завод станет потенциальным конкурентом совместному предприятию GM-АвтоВАЗ. Единственный в России завод, целиком принадлежащий зарубежному производителю, выпустил в прошлом году 16261 автомобиль. ЗАО «Форд Мотор Компани» имеет планы сделать в 2004 году 22 тыс. «Фокусов» первого (нынешнего) поколения, а в 2005-м – 25 тыс., но уже второго. Все подробности об этом автомобиле Ford держит в секрете, а официальная его презентация должна состояться в этом году: либо в мае на автосалоне в Бирмингеме, либо в сентябре в Париже.