Космическая Одиссея-2020: перспективные корабли будущего

В ближайшие 10-15 лет традиционные ракеты-носители могут если и не кануть в лету окончательно, то уступить долю рынка принципиально новым космическим кораблям

Когда 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества орбитальный полет, то улицы советских городов заполнили ликующие толпы с плакатами «Все в космос!». Тогда казалось, что наступает новая эра, в которой полеты к другим планетам и космический туризм станут обычным делом. Но прошло почти шестьдесят лет, а космические полеты так и остаются уделом избранных. И хотя за определенную сумму слетать в космос «простому смертному» сейчас стало возможным, ни о каком массовом космическом туризме речь не идет. Однако в недалеком будущем отправиться в космос можно будет за относительно небольшие деньги.

Полет за 200 тысяч

Уже в следующем году всего за 200 000 долларов можно будет насладиться видом Земли с борта американского многоразового корабля SpaceShipTwo. Его производит американская фирма Scaled Composite, а идейным вдохновителем проекта SpaceShip стал сооснователь Microsoft Пол Аллен. Интерес также проявил британский миллиардер Ричард Брэнсон, выделивший 100 млн долларов и фактически «приватизировавший» этот проект, создав под него фирму Virgin Galactic. Впервые SpaceShipTwo поднялся в воздух ещё в марте 2010 года, но затем проект столкнулся с рядом трудностей и только в декабре прошлого года был выполнен успешный испытательный полет.

content image for: 71603

Для вывода корабля в космос не требуется ракета и космодром. SpaceShipTwo подвешивается под крыло двухфюзеляжного самолета White Knight Two, который взлетает с обычной взлетно-посадочной полосы и поднимается до высоты 20 километров. Далее происходит отстыковка SpaceShipTwo, который за счет собственного двигателя разгоняется примерно до 3000 км/ч и осуществляет суборбитальный полет. По уверениям разработчиков, корабль может достигать высоты 135-160 километров, хотя в декабре прошлого года он смог подняться только до 83 километров, что космическим полетом не считается. Пассажирский отсек корабля вмещает шесть человек, управляют SpaceShipTwo два пилота. В их задачу входит вывод корабля на орбиту, полет и приземление — садится SpaceShipTwo как обычный самолет.

Так как цена за космический полет относительно небольшая (плюс не надо проходить длительный курс тренировок), желающих отправится в полет набралось немало. В отряд будущих суборбитальных космонавтов уже записались Леонардо ди Каприо, Анжелина Джоли и Эштон Качтер. Учитывая повышенный спрос на такие полеты, планируется построить аж пять кораблей SpaceShipTwo и два самолета White Knight Two!

Суперсамолет для космоса

Ещё одна разработка фирмы Scale Composite — шестидвигательный, двухфюзеляжный самолет Stratolaunch Model 351. Этот огромный самолет с размахом крыла в 117 метров предназначен для транспортировки груза весом 230 тонн, который крепится на крыло между двумя фюзеляжами. Это могут быть как одноразовые ракеты, так и многоразовые корабли. Stratolaunch Model 351 поднимает груз до высоты 12 километров, после чего ракета или корабль отстыковываются и выходят на орбиту самостоятельно. Это позволяет кораблю или ракете экономить топливо, потому что Stratolaunch Model 351 фактически выполняет роль первой ступени, а дальность полета самолета в 3700 километров делает возможным запуск из любого удобного места.

content image for: 71603

Благодаря широкому использованию узлов и агрегатов от пассажирского Boeing-747 разработка Stratolaunch Model 351 оказалась относительно недорогой и достаточно быстрой. Начало работ датируется 2011 годом, а в 2017 году самолет был представлен публике. Несмотря на то, что запускать космические корабли с самолетов предлагалось ещё чуть ли не сорок лет назад, именно с появлением Stratolaunch Model 351 эта идея может обрести реальное воплощение.

Уже осенью

Разрабатываемый корпорацией Boeing корабль CST-100 Starliner является своего рода «переходной» моделью между традиционными одноразовыми кораблями и многоразовыми. Boeing CST-100 Starliner представляет собой состоящий из двух частей модуль, выводящийся на орбиту ракетой-носителем Atlas-5. В задней части размещается груз и сложенные солнечные панели, а в передней — экипаж. После вывода на орбиту, с помощью собственных двигателей Starliner сближается с космической станцией, стыкуется с ней и может более полугода находиться в таком положении.

content image for: 71603

Корабль способен доставить на станцию четырех космонавтов и до 100 кг груза. В пристыкованном виде он выполняет функции жилого модуля, а в случае возникновения нештатной ситуации может стать спасательной капсулой, способной эвакуировать семь человек. При открытии солнечных панелей получаемая электроэнергия передается в электросеть станции. После отстыковки, грузовой отсек отделяется, Starliner с помощью собственных двигателей выходит на нужную траекторию, входит в атмосферу и производит посадку при помощи парашютов. Главным отличием от используемых сейчас кораблей является многоразовость «Звездного лайнера». Он может совершить до десяти полетов и посадок, что позволяет сэкономить значительные средства. Первый пилотируемый полет Boeing CST-100 Starliner запланирован на осень текущего года.

Для полетов на Луну

Если Boeing CST-100 Starliner предназначан для полетов только к космическим станциям, то разрабатываемый концерном Lockheed Martin космический корабль Orion планируется использовать для колонизации Луны. А в перспективе его доработанная модификация должна отправиться к Марсу. Корабль весит 25 тонн и рассчитан на шестерых космонавтов.

content image for: 71603

5 декабря 2014 года состоялся первый беспилотный полет «Ориона», который на орбиту «закинула» ракета Delta-4 Heavy. Благодаря использованию инновационных материалов, в частности теплозащиты, Orion, как и Starliner, является ограниченно многоразовым кораблем, способным несколько раз отправляться в космос. Только в отличие от «Звездного лайнера», который приземляется на специальные надувные подушки, Orion приводняется в море или океане. Корабль также снабжен солнечными панелями, собственными двигателями, а в перспективе — для полета к Марсу — инженеры Lockheed Martin планируют на орбите собрать в единый космический корабль два или три «Ориона», пристыковав их последовательно друг к другу.

Благодаря такому решению значительно увеличится жилая площадь и выработка электроэнергии, кроме того появится возможность один из модулей сделать чисто грузовым, что позволит запастись всем необходимым для дальней космической экспедиции. Первый пилотируемый полет корабля запланирован на следующий год.

Надежда на Илона Маска

В июне этого года должен состояться первый полет к Международной космической станции (МКС) американского корабля Dragon V2, компании SpaceX. Принадлежащая Илону Маску компания SpaceX получила от агентства NASA более 2,5 млрд долларов на разработку и строительство корабля Dragon V2, который будет доставлять на орбиту ракета-носитель Falcon 9. Корабль является дальнейшим развитием проекта Dragon — единственного американского «грузовика», доставлявшего грузы на МКС. Dragon V2 будет пилотируемым и многоразовым кораблем, да к тому же способным приземляться в любом уголке планеты, благодаря уникальной посадочной системе, разработанной инженерами SpaceX.

content image for: 71603

Корабль снабжен 8 двигателями SuperDraco, которые при приближении к земле включаются, и Dragon V2 совершает контролируемую посадку на любой ровный участок, будь то небольшая площадка или морская платформа. За счет изменяемой тяги двигателей корабль должен плавно опуститься на четыре амортизирующих опоры, причем Dragon V2 cпособен приземлиться даже при выходе из строя двух двигателей. Также предусмотрена посадка с помощью парашютов. На высоте полутора километров система диагностики проверяет двигатели и выпускные механизмы опор и если неполадок не обнаружено, то корабль садится на опоры. Если же возникает риск сбоя системы посадки, то Dragon V2 садится с выключенными двигателями при помощи парашютов.

Двенадцатитонный корабль способен доставлять на орбиту семь человек и, помимо снабжения МКС, будет использоваться в туристических целях. Благодаря многоразовости корабля, цена за билет немного снизилась, однако желающим отправится на орбиту в качестве туриста все равно придется расстаться с кругленькой суммой — порядка 20 млн долларов.

Александр Плеханов