13 апреля
Ford Kuga 2.5 150hp FWD AT
Современный дизайн комплектация тренд, запасное колесо полноразмерное
4.8
18 апреля
Haval H6 1.5 AТ FWD
За свои деньги машина просто класс! Очень жаль, что существуют стереотипы, что китайские машины - это полный отстой! Интересно, чем европейские маш...
5
Все отзывы
11 февраля 2019 10:05, Транспорт

Что такое «летающий поезд»: плюсы и минусы

Маглев, магнитоплан или магнитно-левитационный поезд — перспективная технология скоростного транспорта

Они ездят не по железнодорожному полотну, а по специальной магнитной линии. В пути такой поезд не прикасается к трассе, а левитирует над ее поверхностью на расстоянии около полутора сантиметров. Это позволяет минимизировать трение и, как следствие, увеличивает скорость передвижения.

Шанхайский маглев

Шанхайский маглев стал самым быстрым электропоездом в мире в начале нашего века: его скорость составляет 431 км/ч. А в 2027 году в Японии планируют начать эксплуатацию новой модели — в своих экспериментальных поездках она разгонялась до 603 км/ч за счет уникальных аэродинамических характеристик. Как же работают левитирующие поезда и почему они до сих пор не захватили мир?

История и современность

Идея создания поезда на магнитной подушке не нова — еще в начале 20 века инженеры Европейских стран патентовали технологии и создавали экспериментальные модели левитирующих поездов. Советские конструкторы тоже работали с технологией магнитной левитации — поезд модели ТП-01 прошел испытания в 1979 году.

Первый прототип пассажирского маглева был создан в том же 1979 году в Германии. А постоянную специализированную трассу для поезда на магнитной подушке построили в Великобритании в 1984 — эта линия соединила город Бирмингем с аэропортом. Однако уже через 11 лет эту дорогу закрыли: оборудование постепенно изнашивалось, замена деталей обходилась дорого, и от убыточной трассы решили отказаться. Все европейские магнитно-левитационные линии законсервированы, и новые испытания не планируются.

Сегодня высокоскоростные магнитные поезда ездят только в странах Азии — да и то на небольшие расстояния. В Китае такие линии функционируют в Шанхае, Пекине и Чанше, они соединяют мегаполисы с аэропортами и пригородами. В Японии работает экспериментальная трасса в префектуре Яманаси и короткая коммерческая — в Нагое, также планируется строительство скоростной линии между Токио и Нагоей. В Южной Корее поезд на магнитной подушке соединил Сеул и аэропорт Инчхон.

Вагон Шанхайского маглева

Технология

Из учебника физики мы помним, что магнит имеет два полюса: северный и южный. Одноименные полюса двух магнитов отталкиваются друг от друга, разноименные же притягиваются. На этом простом принципе основана работа маглева. Сегодня конструкторы используют две технологии магнитного подвеса: электромагнитную и электродинамическую.

Вид из кабины маглева

Поезда на электромагнитном подвесе ездят на Т-образном рельсовом полотне, изготовленном из проводника. Они работают практически так же, как привычный железнодорожный транспорт, только вместо колес у них — магнитная система. Левитация в этом случае обеспечивается за счет батарей, которые заряжаются от линейных генераторов, встроенных в электромагниты — на таких батареях поезд может левитировать даже во время остановки. Правда, контролировать необходимое расстояние между полотном и поездом приходится с помощью сложных автоматизированных систем.

Технологию электромагнитного подвеса использовали немецкие поезда, а сегодня на ее основе работает шанхайский маглев.

А вот для работы электродинамического подвеса используют сверхпроводящие электромагниты. В отличие от обычных, сверхпроводящие магниты работают, даже если отключить источник электроэнергии. Эта система более стабильна: расстояние между опорным магнитом и поездом не требует контроля и коррекции. Однако поезд может левитировать только при движении на больших скоростях, а для разгона и остановки приходится использовать обычные колеса.

На базе технологии электродинамического подвеса функционируют японские магнитные поезда.

Достоинства и недостатки

В 1980-х маглев считался транспортом будущего. И действительно, такие поезда имеют много достоинств:

  • экологичность;
  • низкий уровень шума;
  • высокая скорость;
  • безопасность: поезд не может слететь с рельсов;
  • низкая (в сравнении с обычными электропоездами) стоимость эксплуатации.
Японский маглев

Однако, широкого распространения эта технология пока не получила — и объяснение этому простое. Строительство левитационных трасс обходится очень дорого, а прибыль такие линии принесут в лучшем случае через несколько десятков лет после начала эксплуатации. В большинстве стран ни правительство, ни частные инвесторы не готовы к таким затратам.

Тем не менее, эту технологию постепенно развивают в странах Азии. Особенно активно работают над левитирующими поездами китайцы: к 2020 году они планируют запустить еще несколько магнитных линий в 12 городах. И кто знает, может маглевы все-таки произведут революцию в мире скоростного транспорта?

Надежда Климова

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
28
Пронин Николай Геннадиевич
У нас этого не будет никогда, а "у них"... А оно нам надо - что там, "у них"?
СсылкаПожаловаться
Владимир Бродовский
А у нас скоро новый плацкарт будет!
СсылкаПожаловаться
Сергей Жеглов
из учебников физики мы помним что магнит имеет не северный и южный полюса, а положительный и отрицательный
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru