Не заводится в мороз машина: что делать?

В Европейскую часть России пришли холода. Что нужно сделать с автомобилем?

Жители северных регионов страны привыкли к суровым зимним условиям и знают, как готовить автомобиль к эксплуатации, но в средней полосе зима сравнительно мягкая, что, конечно, расслабляет автолюбителей, которые забывают о простейших проверках и операциях. А потом, когда приходят 30-градусные морозы, они идут на остановки общественного транспорта. Конечно, новые современные машины нечасто подводят своих владельцев, но что делать тем, у кого техника постарше?

Электрика

В первую очередь в морозы водителей подводят электрические системы. Вспомнили, когда вы в последний раз меняли аккумулятор? Нет? Готовьтесь к тому, что он может подвести в самый неподходящий момент. Хуже всего, если вы не ездите каждый день, или поездки слишком короткие, когда батарея не успевает нормально зарядиться.

Если автомобиль относительно новый, то едва ли это будет проблемой (тем более, во время гарантийного периода многие производители предоставляют бесплатную круглосуточную помощь на дорогах), а вот владельцам машин постарше можно порекомендовать проверить напряжение (у исправной АКБ без нагрузки должно быть не менее 12,5 В) и при необходимости снять аккумулятор и зарядить его.

content image for: 71443

Правда, для дорогих машин премиум-марок этот совет не всегда актуален — во-первых, батарея может находиться в багажнике или под сиденьем, что осложнит демонтаж, во-вторых, после этого может потребоваться ее инициализация через компьютер со специальным «софтом». Поэтому, если автомобиль капризничает при небольших отрицательных температурах, лучше заранее озаботиться проверкой и заменой аккумулятора.

В морозы также возрастает нагрузка на стартер, а еще стоит помнить о свечах зажигания — лучше иметь про запас новый комплект, так как при долгом прокручивании коленвала их может банально залить бензином. Не лишним будет проверить и ремень генератора — его противный свист свидетельствует о недостаточном натяжении, что может сказаться на зарядке аккумулятора.

Обязательно стоит проверить светотехнику — дни зимой короткие, а менять лампочки на 30-градусном морозе — то еще удовольствие. Поэтому лучше проверьте заранее, все ли лампы горят, и либо обратитесь в сервис, либо поменяйте их самостоятельно — например, на подземной парковке офиса или торгового центра.

Двигатель и топливо

Исправный двигатель не будет доставлять хлопот при 30-градусном морозе, но не лишним будет проверить вязкость моторного масла — первая цифра в маркировке означает как раз зимнюю вязкость. Обычно производители заливают жидкость либо с 0W, либо с 5W в обозначении. И надо знать, что, согласно классификации SAE, масло 5W-30 (например) используется в диапазоне температур от -25 до +20 градусов Цельсия. Рассчитываете, что зима будет суровой? Используйте масло с зимним индексом 0W.

От топлива, в основном, зависят владельцы автомобилей с дизельными двигателями. Риск заправиться «летней» соляркой в середине зимы минимален, но все же лучше не полагаться на судьбу, а заезжать на проверенные заправки крупных сетей и использовать специальные присадки, которые не дают дизтопливу загустевать. И лучше не держать машину с пустым баком, чтобы не замерзал конденсат, который в любом случае присутствует в воздухе. Также нужно проверить уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долить ее.

Обзор и микроклимат

Если щетки стеклоочистителей дубеют и оставляют полосы уже при околонулевых температурах, не ждите чудес — в морозы будет еще хуже. Поэтому лучше поменять их заранее. К тому же, новые щетки позволят заметно снизить расход незамерзающей жидкости. Стоит запастись и проверенной незамерзайкой — например, многие образцы могут замерзать на стекле уже при -15 градусах. Либо купить концентрат, который нужно разбавлять водой в определенной пропорции (она зависит от требуемой температуры замерзания).

content image for: 71443

Заметили, что стекла быстро запотевают, а печке не хватает эффективности? Это забился салонный фильтр, его тоже лучше поменять, если не хочется ездить в тулупе и валенках. К тому же, это создает дополнительную нагрузку на моторчик отопителя. Согласитесь, остаться без него в -30 — не лучшая идея. Стоит проверить и работоспособность обогрева стекол и зеркал и запастись предохранителями.

Перед морозами рекомендуется также смазать дверные уплотнители силиконовой смазкой — так вы их не порвете, пытаясь открыть примерзшую дверь. Можно обработать и сами замки, чтобы затем их не размораживать. И, разумеется, никакой мойки автомобиля, если потом вы собираетесь оставить его на улице. Но это не значит, что машину не надо мыть совсем — отложения из соли и реагентов совсем не полезны для кузова.

Что положить с собой в машину?

Если вы собираетесь ехать далеко, то обязательно стоит положить с собой теплые вещи и обувь на случай ДТП или непредвиденных поломок. Буксировочный трос, лопата, комплект свечей, набор предохранителей, запасные лампочки, провода-крокодилы для «прикуривания» аккумулятора и пара бутылок с незамерзающей жидкостью — тоже в списке предметов, которые лучше иметь с собой. Неплохо узнать и о станциях технического обслуживания, расположенных по маршруту, а заодно найти контакты местных эвакуаторов. А прожженые дизелеводы наверняка захватят с собой и пару канистр проверенного «зимнего» топлива.

Рекомендации по управлению автомобилем

Если машина — с механической коробкой передач, то перед пуском двигателя лучше выжать сцепление (так стартеру будет легче прокрутить коленвал). И не спешите сразу отпускать левую педаль. Затем, если все хорошо, не стремитесь сразу включить все потребители тока — для начала ограничьтесь, например, подогревом сидений и вентилятором отопителя на небольшой скорости (климат-контроль в автоматическом режиме сам подберет нужную). Во-первых, так вы снизите нагрузку на электросистему, во-вторых, не будете отбирать лишнего тепла от двигателя. И не стоит сразу направлять поток воздуха на лобовое стекло — они нередко трескаются из-за перепада температур.

content image for: 71443

Если коробка автоматическая, то можно перевести рычаг в положение D и удерживать машину тормозом. Так немного прогреется и загустевшее трансмиссионное масло. В первые минуты не стремитесь агрессивно ускоряться или тормозить — дайте узлам и агрегатам хоть немного прогреться. То же самое касается и подвески — масло в амортизаторах тоже загустевает, а резинки дубеют, поэтому риск поломки возрастает. Наконец, в морозы пластиковые элементы кузова становятся хрупкими — это стоит учитывать, если вы собираетесь штурмовать сугробы на парковках.

Вадим Гагарин