Auto article image: 71119

200 000 км без замены масла – уже скоро (но на грузовиках)

Алексей Кованов, Редактор Авто Mail.ru

Есть такое мнение, что масла 5W-30 слишком жидкие. А как вам 0W-20, 0W-16 и 0W-12? Производители смазочных материалов считают, что за такими будущее! И обещают рекордные интервалы между заменами

ДВС ещё поживёт! Во всяком случае, на грузовиках — точно. Можно сколько угодно говорить об электрической революции, но грузы будут возить старые добрые турбодизели. Правда, поршневым машинам предстоит стать совершеннее и экономичнее... А для этого — перейти на маловязкие масла, с минимальными зольностью и серностью.

Мы не видим единой альтернативы топливу из углеводородов. В транспорте будут использоваться все варианты, включая водород и электричество. Однако дизтопливо останется главным источником энергии для грузовиков
Эксперты бренда Shell Rimula

Сейчас привычными для грузовых моторов считаются смазочные материалы 15W-40 и 10W-40. Хотя производители двигателей уже начали заливать на конвейере менее вязкие сорта — 10W-30 и 5W-30. И это только начало. В ближайшие 3-5 лет состоится переход на 5W-20 и 0W-20, а дальше ждите революционных 0W-16 и 0W-12.

content image for: 71119

Зачем всё это нужно?

Для начала напомним, что означает маркировка типа 15W-40 по SAE. В первом числе, за которым следует буква W (winter — «зима»), зашифрованы низкотемпературные свойства масла. Но сейчас для нас интереснее вторая часть — высокотемпературная вязкость: чем больше последние цифры индекса, тем выше вязкость при 100°С.

При прогреве двигателя температура моторного масла, разумеется, растёт. Достигая 110-120°С, масло становится более текучим, а масляная плёнка – более тонкой. Соответственно, возрастает риск «сухого трения»...

Однако, как уверяют специалисты бренда Shell Rimula, детали двигателя при переходе на маловязкие материалы будут изнашиваться прежними темпами. Дескать, противоизносные присадки и качественная основа надёжно защищают детали двигателя. (Правда, при одном важном условии: в дизельном топливе не должно быть более 15 ppm серы.)

Здесь придётся сделать отступление. Моторные масла также классифицируют по областям применения — это так называемая классификация API (American Petroleum Institute). Так вот, в конце 2016 года специалисты API решили выделить новую категорию моторных масел — FA-4, специальные составы для самых современных моторов.

content image for: 71119

Её главная особенность — пониженная динамическая вязкость HTHS (High Temperature High Shear), за счёт чего обеспечивается высокая топливная экономичность. Насколько высокая? Исследования показали: если вместо 10W-40 залить 5W-30 FA-4, это даст экономию солярки на уровне 3-4%. И это очень хороший результат!

В грузовом мире давно идёт охота «за процентами». Скажем, чтобы новый Actros был экономичнее предшественника на 3-5%, марка Mercedes-Benz отказалась от зеркал заднего вида. А здесь того же результата удалось добиться, «всего лишь» залив менее вязкое масло — в масштабах большой компании экономия будет очень заметной.

Какие ваши доказательства?

Мы говорим «тесты», вот только одно дело — стендовые испытания, и совсем другое — реальные условия эксплуатации! Приводя результаты, специалисты «Шелл» чаще оперировали как раз итогами своих полевых испытаний. Чтобы выяснить, какова разница между восемью маслами от 20W-50 до 0W-20, 18 грузовиков намотали 36 450 километров.

Что интересно, в разных странах цифры экономии существенно отличаются! Например, в Германии, где участником была техника Volvo, DAF, MAN, Scania, Daimler и Iveco, экономия составила 3,93%. Это если заменить 15W-40 на 5W-30 FA-4.

На дорогах США вышла совсем другая история. Там гоняли грузовики, оснащённые моторами Mack, Cummins, Navistar, Paccar, Detroit Diesel и Ford. Соответственно, при переходе на 5W-30 FA-4, экономия будет скромнее — 2,65%. Но! Если сейчас перевозчик использует не 15W-40, а 10W-40, результат будет 0,91 — в пределах погрешности.

С Китаем — особенный случай. Там для большегрузов FAW, Dongfeng, Shanqi, Sinotruck, Foton и JAC владельцы предпочитают 20W-50. Тем любопытнее, что переход на «жидкие» 5W-30 гарантирует им только 1,52% экономии... (Правда, из-за особенностей китайских моторов для тестов использовалось масло не FA-4, а более «простое» CK-4).

Отсюда вывод: разные двигатели по-разному реагируют на энергоэффективные масла! То есть бездумно заливать первую попавшуюся «смазку» нельзя — нужно следовать рекомендациям автопроизводителя. И топовые марки, разумеется, будут «пересаживать» своих клиентов на энергосберегающие смазочные материалы.

И теория хороша. При переходе на 10W-30 FA-4 набежит 4% экономии, плюс 1,5% добавит «трансмиссионка» нового поколения. А значит, среднестатистическая фура будет расходовать не 30 литров дизеля, а 28. Умножаем на 200 000 километров годового пробега, получаем 4 000 сэкономленных литров топлива. Неплохо, правда?

Экономия — это хорошо. А недостатки?

Первые тесты новейших грузовых дизелей, в которых было залито масло 5W-30 FA-4, принесли интересные результаты не только по части экономичности. Оказалось, что при переходе на маловязкие составы износ не увеличился. А ещё выяснилось, что новинка может служить 200 000 километров без замены!

Так, два тестовых грузовика прошли 237 000 км, заезжая на сервис только для долива масла и технического аудита. Выводы таковы: характеристики смазочного материала сохранились на высоком уровне — он не выработал ресурс, а процесс загустения проходил строго по плану. (Вязкость выросла на 14%.)

content image for: 71119

Двигатель тоже чувствовал себя превосходно. Относительная концентрация железа, которая является ключевым показателем состояния мотора, составила 111 ppm при максимально допустимых 200 ppm. Притом вскрытие агрегата дало понять, что он без проблем отходит не меньше одного миллиона километров.

В общем, 5W-30 FA-4 — это круто. Более того, скоро будут созданы 0W-20, 0W-16 и даже 0W-12. Но есть подвох. Помните, мы говорили об ограничении по серности дизтоплива? Потому что ресурс моторного масла напрямую зависит от качества солярки! Агрессивные продукты, которые образуются при сгорании «контрафакта», быстро убивают «смазку»...

Так что без качественной солярки современные смазочные материалы не имеют никакого смысла! Иначе придётся сокращать межсервисные интервалы. И какой тогда смысл переплачивать за более дорогое «экономичное» масло?

Вдобавок не стоит забывать про расход на угар. Есть мнение: чем жиже масло, тем больше его будет попадать внутрь цилиндров через зазоры между деталями. Значит, вырастут расходы на долив... Но Shell уверяет, что вязкость масла никаким образом не влияет на долив! Вот только проверить теорию практикой предстоит уже владельцам грузовиков.

Алексей Кованов