26 февраля 2019 07:01, Статьи, Технологии

Средства передвижения будущего: от ховерборда до поездов

Технический прогресс привел к появлению новых транспортных средств

Реактивный ранец

Человек всегда стремился покорить небо, но только сейчас стали появляться индивидуальные средства полета. Причем не громоздкие, как, например, мотодельтапланы, а компактные и легкие. Одной из самых любопытных новинок является Flyboard Air EXP от французской фирмы Zapata Industries. Ее возглавляет бывший чемпион мира по аквабайку Франки Запата, который в 2005 году начал выпуск платформ, летающих над водой за счет напора струи воды.

А недавно его фирме удалось сделать ховерборд оснащенный четырьмя компактными реактивными двигателями тягой по 30 кг каждый. При собственном весе в 25 кг, платформа в состоянии поднимать пилота массой до 100 кг на высоту до полутора километров и развивать скорость до 150 км/ч. Двигатели питаются топливом из 23-литрового бака-ранца закрепленного за спиной пилота (хватает на 10 минут полета), а сама платформа управляется с пульта или за счет наклона пилота в ту или иную сторону.

Самой сложной проблемой при разработке Flyboard Air EXP оказалась система стабилизации, но команда разработчиков с ней справилась, установив несколько гироскопов с автономным питанием от аккумуляторов и два небольших пропеллера. Впрочем, уже после выпуска Flyboard Air EXP Запата столкнулся с другими сложностями — его детище было запрещено во Франции. Власти страны не смогли банально классифицировать это транспортное средство, следовательно, было неясно, под какие законы оно подпадает. Кроме того, высказывались серьезные сомнения в его безопасности. И хотя Франки Запата утверждает, что Flyboard Air EXP достаточно безопасен, сам он пока предпочитает летать на нем исключительно над водоемами.

Летающее такси

А вот пассажиру и пилоту немецкого мультикоптера Volocopter 2X переживать не о чем, так как это транспортное средство снабжено парашютом, который автоматически раскроется в случае возникновения аварийной ситуации. Несмотря на то, что в настоящее время этот мультикоптер предполагается использовать в качестве «воздушного такси» в Дубае, разработчик — немецкая компания Volocopter GmbH — признает, что их детище пока далеко от совершенства. Главным образом по причине малой емкости литий-ионных аккумуляторов, которые позволяют пролететь всего 27 километров, да и то не разгоняясь более 70 км/ч. После чего Volocopter 2X надо ставить либо на «быструю» зарядку и через 40 минут батареи будут полностью заряжены, либо заряжать два часа от обычной электросети.

Данный проект является дальнейшим развитием мультикоптера Volocopter VC2 образца 2011 года, на котором и были отработаны основные технические решения. Затем была объявлена краудфандинговая компания? и к 2017 году удалось собрать более 25 млн евро, причем интерес к проекту проявил концерн Daimler AG. Кабина мультикоптера и расположенный сверху неё круг диаметром 9,15 м с 18 пропеллерами изготовлены из композитных материалов, благодаря чему Volocopter 2X весит всего 290 кг. Каждый винт вращается собственным электромотором, а литий-ионные аккумуляторы разбиты на секции, каждая из которых, в свою очередь, питает электричеством два электромотора. Так что в случае разрядки одной или даже двух секций, мультикоптер сможет лететь. Невелика пока и полезная нагрузка Volocopter 2X, которая не превышает 160 кг. То есть пилот и пассажир не должны страдать лишним весом, да и багаж должен весить как можно меньше. Впрочем, немцы продолжают совершенствовать свой мультикоптер.

Автомобильный мотоцикл

Неплохие перспективы у американской фирмы Lit Motors, которая разработала гибрид мотоцикла и автомобиля с немудреным названием С-1. Его длина 2,8 м, ширина — 1 м, высота — 1,4 м. То есть стандартного парковочного места хватит для размещения двух таких электромобилей!

Но самый главный плюс Lit C-1, это не только его закрытый кузов, который спасет от непогоды, но и феноменальная устойчивость, обеспеченная двумя гироскопами, которые не дадут машине упасть на бок даже при аварии. Гироскопы расположены под пассажирским сиденьем, а под сиденьем водителя находятся аккумуляторы, питающие два мотор-колеса совокупной мощностью 27 л.с., но при этом обладающие внушительным крутящим моментом в 1726 Н∙м. На покорение первой сотни Lit C-1 требуется чуть более 6 секунд, максимальная скорость составляет 160 км/ч, а на одной зарядке электромобиль может преодолеть 320 километров. Цена Lit C-1, правда, высоковата — около 24 000 долларов, но при массовом выпуске американцы обещают её снизить.

Автобусы без водителя

Беспилотные автобусы в обозримом будущем должны полностью вытеснить с маршрутов своих предшественников с водителями. Впрочем, в Китае это уже стало реальностью — технологический гигант Baidu недавно отпраздновал выпуск сотого беспилотного электрического автобуса Apolong. Своего автомобильного производства у Baidu нет, поэтому выпуск автобусов развернут на заводе китайского автопроизводителя King Long. Baidu разработал автопилот четвертого уровня, что позволяет автобусу передвигаться полностью в беспилотном режиме.

На борт автобус берет 14 пассажиров, может проехать сто километров и способен разгоняться до 70 км/ч, правда, пока что он работает в зонах с ограничением скорости до 40 км/ч. Зарядка батарей от обычной электросети занимает два часа. Самое интересное, что этим беспилотным автобусом заинтересовались японцы — компания Softbank Group купила десять Apolong, которые с 2019 года предполагается эксплуатировать в токийском аэропорту. В самом Китае электробусы будут использоваться в аэропортах и технопарках Пекина, Шеньчжэня и Уханя. Стоит отметить, что разработанная Baidu платформа с открытым кодом Apollо ляжет в основу систем автономного вождения многих автопроизводителей, в частности будущие беспилотники Jaguar-Land Rover будут использовать эту платформу!

Водородные поезда

В сентябре этого года в Германии началась эксплуатация первого в мире водородного поезда Coradia iLint производства французской компании Alstom. По подсчетам немцев, покупка водородных локомотивов обходится дороже, нежели дизельных или дизель-электрических, но эксплуатация их намного дешевле. А про экологическую составляющую и говорить нечего. Также не стоит забывать, что постоянно ужесточающиеся нормативы Евросоюза по выбросам вредных веществ неминуемо должны привести к запрету «грязного» транспорта, к которым будут отнесены не только автомобили, но и локомотивы. А так как в Германии более 40% железнодорожных линий не электрифицированы, то иного выхода, кроме как приобретать водородные локомотивы, у немцев нет.

Водородный поезд Alstom Coradia iLint способен проехать на полностью заправленном баке от 800 до 1000 километров, в зависимости от количества вагонов в составе. Правда, компания-производитель пока не рекомендовала превышать скорость более 140 км/ч, в то время как дизельная модификация этого локомотива может разгоняться до 180 км/ч. Стоит отметить, что сами французы готовятся начать эксплуатацию водородных поездов только в 2021 году. Такая задержка объясняется тем, что до этого надо создать необходимую инфраструктуру, в частности стационарные водородные заправочные терминалы, в то время как немцы пока обходятся мобильными «заправками». По такому же пути собираются пойти англичане, которые также подписали контракт с Alstom на поставку водородных локомотивов.

Комментарии
12
Татьяна Киреева
Ховерборд конечно прикольно, только где гайцы будут прятаться, за пьяным васей пупкиным доблестные сотрудники дпс гонялись всю ночь вокруг останкинской телебашни
СсылкаПожаловаться
Das Boot
С-1 понравился, классный.
СсылкаПожаловаться
Виктор Крежевских
А как этот мотоцикл останавливается? Надо предварительно дверки раскрыть и ноги высунуть?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас