Auto article image: 71006

Регионы, в которых не стоит ждать асфальта

Треть российских дорог грунтовые. Но и в других странах дела обстоят не лучше

Не менее одной трети российских дорог лишены асфальтового покрытия. Такие данные приводит аналитическо-консалтинговое агентство «Регионы» в своем исследовании сельской дорожной сети России, с которым ознакомились «Известия». Исследование выявило, что в стране велика доля грунтовых дорог не только в труднодоступной местности, но и в густонаселенных районах.

То яма, то канава

Общая протяженность грунтовых дорог в России составляет 443,8 тыс. км, и это практически треть (29,44%) от всех дорог страны. Такие данные приводит АКА «Регионы» со ссылкой на статистику Росавтодора и Росстата, проанализированную агентством за 2017 год (данные за 2018 год будут актуализированы службой статистики только в 2019 году). За последние четыре года общая протяженность грунтовых дорог в России выросла на 8%, ровно такая же динамика роста у дорог с твердым покрытием (всего 1,064 млн км).

Самая обширная сеть грунтовых дорог в России находится в Самарской области — 20,3 тыс. км, что составляет 54,7% от всех дорог области. На втором месте Алтайский край, где 18,5 тыс. км (33,2% от всей дорожной сети) без асфальта. Якутия (18 тыс. км, 60,3%) и Тверская область (13,5 тыс. км, 39,3%) занимают третью и четвертую строчки соответственно, а замыкает пятерку регионов с самыми протяженными грунтовыми дорогами Волгоградская область (12 тыс. км, 42,5%).

content image for: 71006

Вологодская область на шестом месте по количеству грунтовых дорог: 11,7 тыс. км грейдеров составляют 41% от всей дорожной сети региона. Далее в десятке регионов с самыми протяженными грунтовками следуют Воронежская (11 тыс. км, 38%), Кировская (10,9 тыс. км, 44,4%), Омская (10 тыс. км, 42%) области, а также Пермский край (10 тыс. км, 31,5%).

Пропавшая дорога

Лидер среди регионов с наиболее высокой долей грунтовых дорог — Чукотский автономный округ, в котором 1311 км приходится на зимники и грунтовки и это 60,7% дорожной сети округа. Меньше всего дорог без покрытия, что вполне предсказуемо, в Москве и Санкт-Петербурге — всего 0,23% и 1,52%, соответственно. Сюрпризы ждут в отдаленных регионах, где процент проселков также оказался невелик: в Мурманской области — 4,74%, на Камчатке — 5,89% и в Магаданской области — 6,81%.

В то же время эксперты АКА «Регионы» отмечают, что в некоторых регионах исключение грунтовок приводит к уменьшению общего размера дорожной сети. Так, по данным агентства, за последние пять лет в Республике Северная Осетия — Алания дорожная сеть уменьшилась на 26 км, в Приморском крае — на 31 км, в Липецкой области — на 45 км, в Тамбовской области — на 45 км, в Тюменской области (без автономных округов) — на 64 км, в Ростовской области — на 95 км, в Ярославской области — на 134 км, в Кировской области — на 157 км, в Ленинградской области — на 194 км, в Оренбургской области — на 219 км, в Забайкальском крае — на 247 км, в Алтайском крае — на 392 км. Сильнее всего за четыре года дорожная сеть сократилась в Республике Марий Эл: на 12,5%, или 1199 км. Подобная тенденция может быть вызвана желанием местных властей улучшить статистику по показателю качественных дорог.

slide image for gallery: 23589 | «Ленд Роверы» на Крайнем Севере. День 2

Средняя пыльная полоса

Исследование выявило, что высокая доля грунтовых дорог характерна не только для труднодоступных и малообжитых регионов севера страны, но и для густонаселенных областей России. Помимо вышеперечисленных, речь также о таких регионах, как Тамбовская область (48,8% приходится на грунтовки), Ярославская (46,9%), Курганская (42,7%), Орловская (42,3%), Воронежская (38%), Костромская (40,8%) Курская (37,5%) Ивановская (36,8%), Владимирская (34%) области и др.

Впрочем, грунтовые дороги нельзя считать рудиментом прошлого, в определенной степени эти дороги — единственные, какие можно проложить в некоторых уголках России, убежден партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

content image for: 71006

«Грунтовка — это не значит плохая дорога. Если ее нормально обслуживать, то она немногим уступает асфальтовой, а в эксплуатации обходится существенно дешевле. У нас раньше была программа — обеспечивать каждый населенный пункт с населением свыше 100 человек асфальтовой дорогой. Сначала программу выполняли, а потом прекратили, потому что поняли, что поддерживать в хорошем состоянии каждую такую дорогу никаких денег не хватит. Более того, в северных регионах, где вечная мерзлота, асфальт вместе с дорожной подушкой попросту взрывается из-за перепадов температуры», — рассказал Моржаретто.

Доля дорог с покрытием низшего типа велика в густонаселенных регионах и это тормозит их развитие, полагает автомобильный эксперт и правозащитник Сергей Ифанов.

content image for: 71006

«В принципе грунтовые дороги не так страшны, как может показаться. В США около трети дорог не имеют твердого покрытия, а в Канаде — и более половины. Но тут не надо забывать, что в первом случае большая часть таких дорог находится на территории индейских племен, а во втором случае — в малонаселенных уголках страны и так же в резервациях. А у нас сразу же за МКАД начинается одна из самых протяженных сетей грунтовок в густонаселенной области», — посетовал Ифанов.

Государство из-за человеческого фактора пока не хочет вкладываться в модернизацию малых региональных дорог, хотя для экономики регионов это могло быть стимулом развития, считает Ифанов. Решением проблемы, по его мнению, могло бы стать создание отлаженной системы полного контроля над строительством и эксплуатацией дорог.

Фото: depositphotos.com и из архива редакции