Корабли без моряков: ждать осталось недолго

По прогнозам, первые коммерческие автономные корабли появятся уже в 2020 году!

Нет людей — нет ошибок (и лампочек)

Значительная часть катастроф на море происходит из-за так называемого человеческого фактора. То есть из-за банальных ошибок или ненадлежащего исполнения своих обязанностей. Кроме того, экипаж — это живые люди которые нередко устают, теряют внимание и концентрацию, что также может привести к весьма печальным последствиям. Да и капитаны некоторых судов, пополнивших скорбный список катастроф на море, очень часто принимали не вполне адекватные решения. Самый свежий пример — столкновение в ноябре этого года мальтийского танкера и норвежского фрегата Helge Ingstad, в результате которого последний затонул. Оба капитана — далеко не новички в своем деле — допустили ряд ошибок, что и привело к столкновению, и хорошо, что при этом обошлось без жертв. Предполагается, что искусственный интеллект и дополняющие его системы управления безэкипажными кораблями позволят до минимума сократить риск катастроф подобного рода.

content image for: 70967

Как известно, на судне за все отвечает капитан, и это положение записано во всех международных нормативах. Если, допустим, корабль столкнется с другим судном, загрязнит акваторию сбросом нефтепродуктов или нарушит ещё какие-то законы, то ответственность будет лежать на капитане. А вот с кого спросить, если на судне нет ни одной живой души? Не с компьютера же, отдавшего неправильную команду?

Читайте также
Auto article image: 70705
Самый долгий авиаперелет: рассказываем, как это происходит
«Сингапурские авиалинии» представили уникальный метод лечения авиафобии — самый протяженный в мире пассажирский рейс

Впрочем, подобные юридические тонкости вряд ли станут серьезной проблемой на пути прогресса. Более того, их появление обещает заметно поменять всю структуру морских грузоперевозок.

Начать хотя бы с того, что может исчезнуть такая профессия, как моряк торгового флота! Отпавшая необходимость в экипаже заметно изменит и сами корабли. Больше не потребуются каюты, камбуз, продуктовый склад, холодильники, зона отдыха, не нужно будет оборудовать санузлы, тянуть километры труб и кабелей, вырезать в бортах иллюминаторы, делать розетки, выключатели, лестницы и так далее. Да даже банальные лампочки станут не нужны. Вместо этого весь освободившийся объем можно использовать для размещения груза. Постройка корабля станет дешевле и, само собой, морякам больше не придется платить зарплату. То есть, безэкипажный корабль будет коммерчески более выгоден для судовладельца — и груза берет больше, и расходов на него меньше. Кроме того, если случится катастрофа, то судовладелец в одном будет уверен совершенно точно — никаких жертв, а значит судебных исков от родственников моряков ему не предъявят.

Плюс солнечные батареи

В настоящее время над кораблями будущего активно работают в США, Европе и Китае. Несмотря на некоторую разность в видении безэкипажных кораблей, инженеры сходятся в одном — безэкипажный коммерческий корабль будет практически лишен надстроек, получит дублирующие системы управления и окажется максимально экологичным, что подразумевает дизель-электрическую силовую установку. Причем подзарядка аккумуляторов будет возможна благодаря солнечным панелям, которые займут существенную площадь поверхности корабля (а корабли будущего могут вымахать до 300 и более метров).

content image for: 70967
Читайте также
content image for: 70777
На чем можно кататься зимой?
Если банальные коньки, лыжи, сноуборды и прочие ватрушки надоели, то стоит присмотреться к альтернативам...

Управляться корабли будут оператором (он сможет сидеть в любой точке мира), но при этом судно станет обладать большой степенью автономности. Искусственный интеллект позволит кораблю самостоятельно анализировать ситуацию и обходить зоны ураганов, штормов, а встречные корабли, благодаря спутниковой системе предупреждения и радарам он сможет обнаруживать за сотни километров и прокладывать курс таким образом, чтобы исключить возможность столкновения. Одна из нерешенных пока проблем, это маневрирование в узких проливах и в портах. В отличие от автомобиля, корабль не может моментально затормозить в случае угрозы столкновения, поэтому не исключено, что будущие безэкипажные суда первоначально будут обслуживаться только ограниченным числом портов с подготовленной инфраструктурой. Но, судя по семимильным шагам в разработке безэкипажных кораблей, данная проблема будет решена достаточно скоро.

Когда человек будет нужен

Есть и другие интересные особенности кораблей. Так, разработчики предусмотрели дистанционное «заглушение» всех систем корабля в случае его захвата пиратами. Правда, «глушилкой» больше озабочены европейские разработчики, а вот китайцы уверены что через десять лет их военный флот будет в состоянии контролировать все пиратоопасные районы Мирового океана, так что эту проблему они проблемой не считают уже сейчас.

content image for: 70967

Если уж называть вещи более упрощенно, то будущие корабли станут морским аналогом беспилотных грузовиков. Загрузили груз и — в путь, по намеченному маршруту. Вроде бы все просто, но это не означает, что профессия моряка канет в лету. Хотя бы потому, что безэкипажные корабли не смогут работать на туристических маршрутах, ловить рыбу и выполнять другую тяжелую работу на море, где человека не заменить. Вряд ли получится в обозримом будущем сделать безэкипажным и военный флот. В настоящее время уже есть военные катера-беспилотники, но это маленькие суда, а вот представить безэкипажным атомный крейсер или авианосец пока решаются только писатели-фантасты. Война — слишком серьезное дело, чтобы доверять её искусственному интеллекту.

Александр Плеханов