Нескучно добираемся из Москвы в Питер на FAW Besturn X80

Легендарное тверское гетто, мост из «Ночного дозора» и огромная мельница по пути между двумя столицами
Дмитрий Ласьков

Любую поездку можно превратить в путешествие. Немного фантазии, удобный автомобиль и хорошая компания — и банальное перемещение из А в Б станет увлекательным приключением. Возьмём классический маршрут Москва-Питер, который легко преодолевается примерно за восемь часов. Ведь выехав немного пораньше, можно увидеть за этот день дороги не только отбойники платных трасс. Мы так и поступили, взяв для поездки в Санкт-Петербург обновлённый кроссовер FAW X80. Первая остановка — Тверь и её легендарное гетто «Двор Пролетарки».

Тверь. Морозовский городок

От Москвы до Твери — всего полтора часа езды, примерно пополам по платной трассе М11 и затем по бесплатной М10. В городе приятно прогуляться по высоким набережным Волги: на той, что носит имя Михаила Ярославича, стоит городской сад-парк с колесом обозрения, кинотеатр в красивом здании 1937 года постройки и доступный для посещения роскошный путевой дворец 18 века. В последнем отдыхали члены императорской семьи по пути из одной столицы в другую, ведь дорога тогда занимала далеко не один световой день, как сейчас.

От дворца через реку перекинут Староволжский мост, который чем-то напоминает Манхэттенский по другую сторону океана в миниатюре — по этому изящному сооружению стоит перебраться на другую сторону Волги и пройти по набережной Афанасия Никитина, распугивая бесчисленных уток. На этом с историческим центром можно закончить и отправиться к главной тверской цели — уникальным Морозовским казармам, которые глубоко впечатлят и заставят задуматься об их судьбе.

10
Чтобы найти Морозовский городок, в навигаторе надо ввести адрес улица Двор Пролетарки. Ещё три корпуса находятся в минуте езды по адресу улица Спартака, д. 43, 44 и 45

Это целый квартал из примерно 50 зданий, построенных больше ста лет назад для рабочих тверской текстильной мануфактуры и ныне являющих собой хрестоматийные общежития. Здесь, в зависимости от культурного багажа, вспоминаешь строки из творчества Михаила Круга («Двор Пролетарки, казармы, Париж, где-то ямщик едет там за углом») или группы «Дюна» («эта коммунальная, коммунальная квартира»), советские фильмы, готическую архитектуру, гамбургский Хафен-Сити и много других вещей. В том числе теорию разбитых окон.

Энергетика у места мощнейшая, и складывается она не только из визуальной части, но и из запахов, звуков, фактов. Красивейший архитектурный комплекс в состоянии крайнего упадка. Уникальная планировка и инфраструктура сохранились лишь частично, но всё ещё дают представление о том, как тут всё было в прошлом веке: к эпическому главному корпусу от бывшей фабрики тянется главная улица. По одну её сторону стоят, ветшая, казармы-общежития, а по другую — останки инфраструктуры: тут были магазины, библиотека, народный театр и другие учреждения, а вокруг всего этого — кирпичная стена района.

11
На крыше 48 корпуса есть даже собственная обсерватория! К сожалению, окна этого и соседних зданий выбиты, а стены наполовину обрушились. Но через дорогу — одно из немногих отреставрированных зданий, в котором обустроен по-хипстерски модный офисный центр «Пождепо 107»

Прогулка по Морозовскому городку (название — в честь владельца фабрики предпринимателя Саввы Морозова) оставляет ощущение восторга и тяжести одновременно. Невозможно не восхититься монументальностью и красотой построек в стиле модерн-неоготика и не проникнуться масштабностью обустройства быта рабочих фабрики в те далёкие времена. Самое большое здание — 70 корпус — имеет пафосное прозвище «Париж» в честь того факта, что Морозовский квартал в 1900 году получил гран-при в категории лучшее жильё для рабочих на архитектурной выставке во французской столице.

Про эту гигантскую коммуналку написано множество статей, в которых неблагополучному анклаву даются самые жёсткие определения — гетто, социальное дно, коммунальный ад и так далее. Жизнь в длинных тускло освещённых коридорах этих зданий с общими кухнями и душевыми действительно непростая, а будущее архитектурного шедевра крайне туманно. Поражает то, какие колоссальные ресурсы были вложены в строительство полтора века назад в сочетании с тем, в каком упадке это великолепие находится последние десятилетия.

10
«Мысль о прошлом теребит душу. Я в окно, где жил, смотрю с грустью: кто-то лифчики свои сушит, да из форточки несёт дустом», — пел о родных домах самый известный уроженец «Пролетарки» Михаил Круг

Очень печалит тот факт, что реконструировать Морозовский городок некому и не на что, потому что на это требуются чья-то большая воля и огромные ресурсы. Архитектурным обликом, масштабностью, монументальностью и цветом кирпича (говорят, в кладку для прочности добавляли яичный желток), казармы напомнили автору гамбургский квартал Хафен-Сити на месте бывших верфей. Этот проект стал крупнейшей в Европе реконструкцией и конвертацией промышленных территорий в модное жилое и общественно-деловое пространство. Ключевую роль там сыграла как раз харизма изначальных построек, и мечтается, что с Пролетаркой однажды случится что-то подобное. Но скорее, казармы развалятся, поэтому успейте там побывать.

Уютный Торжок и полуразрушенный кремль

Если сразу после Твери свернуть на «платник» М11, то Торжок останется в стороне. Но наша задача — не только сгонять в Санкт-Петербург, но и сделать дорогу нескучной. Поэтому час езды от Твери по неплохому шоссе, и мы в старинном (10 век, старше Твери!) Торжке. В отличие от загородной трассы, покрытие улиц в обоих городах такое, что кроссовер для этих краёв — в самый раз. Всего в 65 километрах от сухой осенней Твери нас застал природный каприз — Торжок оказался плотно укрыт первым снегом! В таких условиях многие водители начинают мечтать о полном приводе, но на самом деле достаточно грамотно настроенной электроники: АБС и стабилизации. У китайских машин эти системы зачастую откалиброваны неидеально, но FAW Х80 удивил чёткой работой всего перечисленного.

Сам Торжок — город маленький и одноэтажный, но интересный благодаря холмистому рельефу и расположению на речке Тверца. На тихих набережных приятно пройтись в окружении старых домов (местами — прилично отремонтированных), прогуляться по симпатичному пешеходному мостику и посмотреть издалека на возвышающийся на горе местный кремль. В отдельных точках набережной даже появляются отдалённые ассоциации с... Будапештом в миниатюре и каким-нибудь Инсбруком. Первые возникают в связи с тем, как монументально смотрится за стенами Борисоглебский собор, а вторые навеяны жмущимися друг к другу смотрящими на реку домиками на улице Красная Гора.

11
Торжку не хватает лоска и туристической инфраструктуры — даже найти заведение для обеда оказалось непросто. Все туристы и путеводители рекомендуют знаменитое своими пожарскими котлетами кафе Лира, и мы можем подтвердить рекомендацию. А ещё из сквера, где находится заведение, открывается отличная панорама города

Несколькими кривыми улочками, петляющими по холмам, добираемся до Борисоглебского монастыря на западном берегу Тверцы. Лучший вид для созерцания ансамбля, состоящего из собора и нескольких башен вокруг него — с противоположного берега, куда можно пробраться через разбитые дороги частного сектора. Жемчужина комплекса — огромный собор конца 18 века с колоннами, фронтонами и крупным куполом. В нём в советские времена устраивали и тюрьму, и профилакторий-вытрезвитель, а ныне красивейшее здание находится в состоянии замершей реставрации.

Не меньше впечатляют и окружающие строения: чего стоит только необычная надвратная колокольня, высящаяся над арочным въездом. Он находится в одной из вершин многоугольника монастырских стен. Кстати, на стенах сохранились бойницы и галереи для доступа к ним. В неплохом состоянии и отреставрированная 40 лет назад Свечная башня, приметная своей формой. Помимо этих объектов в городе существует бесчисленное количество памятников архитектуры и музеев, но нам пора двигаться дальше, чтобы успеть к вечеру в Питер и по пути побывать в ещё одной достойной локации.

12
Вход в монастырь бесплатный, а за небольшие деньги доступно посещение обзорной площадки на колокольне. Лучшая точка для съёмки общего плана — в частном секторе на противоположном берегу реки

Василёво: деревянное зодчество и чёртов мост из «Ночного дозора»

Усадьба, в которой располагается музей деревянного зодчества под открытым небом, находится в 20 минутах езды от Торжка в сторону Санкт-Петербурга, то есть нам по пути. Вход в неё стоит символические 100 рублей за взрослого человека, а охрана подскажет правильное направление движения — против часовой стрелки. Так и физически легче (избежите крутого подъёма), и экспозиция раскрывается правильнее. Сначала вы встретите высокое дерево с расщеплённым стволом, внутрь которого можно забраться и загадать желание — в соответствии с местным поверьем оно обязательно сбудется.

Вскоре на вашем пути попадётся брутальнейшее сооружение из валунов — арочный мост 18 века, на котором снимали финальную сцену «Ночного дозора». Его высота около 7 метров, а конструкция не предусматривает никаких скрепляющих элементов и держится только на взаимном давлении огромных камней. Мост перекинут через текущий в лесах ручей с запрудами, и обстановка там довольно мистическая. Кстати, построил это сооружение тот же самый тверской архитектор Николай Львов, который создал и Борисоглебский собор в Торжке.

7
Не стоит слишком драматизировать название Чёртова моста — есть несколько легенд, которые могут лежать в основе этого прозвища, но чертовщина на этом мосту творилась разве что в киношных кадрах. В крайних пролётах моста сооружены гроты, а центральный — сквозной

Сама усадьба расположена на берегу всё той же реки Тверцы и принадлежала дальнему родственнику архитектора Львова. В 1976 году на территории поместья был учреждён этнографический музей: со всей тверской области сюда перевезли и пересобрали деревянные постройки, в числе которых окружённая могучими елями похожая на сказочный терем церковь 1732 года, пожарное депо с вышкой, дом-трактир, часовня 1760 года и другие сооружения.

Двери большинства объектов заперты, но через них хорошо просматривается интерьер: например, внутри пожарного депо просматриваются какие-то станки наподобие ткацких, а в церкви-тереме виден иконостас на стене алтаря. Все объекты в хорошем состоянии и даже снабжены табличками с QR-кодами, по ссылке с которых можно почитать обо всём подробнее.

11
Главный дом усадьбы Василёво был построен в конце 18 века, но не сохранился из-за пожара. В начале 19 века был закончен главный парк, аллея и система террасных прудов. Всё это было построено для владельца Дмитрия Львова, прожившего до 93 лет и передавшего имение своей племяннице, которая не смогла его удержать. В восьмидесятых годах прошлого века здесь учредили музей

В усадьбе нас начинают накрывать сумерки, поэтому из неё отправляемся безостановочно в Питер. Выезд на платную трассу находится всего в 20 километрах, поэтому вскоре сможем проверить скоростные качества FAW X80. На неприличной скорости (камер на М11 пока нет) кроссовер очень прилично держит прямую и, кроме гула шипованных шин, ничем не досаждает. Даже расход топлива на околомаксимальной скорости держится в разумных пределах, ведь до пустого бака на этой трассе с редкими заправками лучше не доводить. Примерно через пять часов мы на Васильевском острове — дорога с учётом всех остановок и обеда в Торжке заняла время с 6 часов утра до 8 вечера.

Мельница в поле под Новгородом

Обратный путь приходится планировать с учётом расположения платного участка, по которому оптимально ехать без остановок. Если по пути в Питер на светлое время суток в осенний период приходится Тверь и окрестности, то обратно лучше поискать что-то вокруг Санкт-Петербурга или Великого Новгорода, чтобы потом встать на трассу и без долгих остановок мчать до Москвы независимо от погоды и освещения. В качестве точки интереса мы выбрали высокую ветряную мельницу близ деревушки Завал недалеко от Новгорода — от Петербурга туда ехать около 3,5 ч.

Конструкция возведена в 1924 году местным крестьянином Михаилом Павловым и его сыном Иваном и работала до 60-х. В следующее десятилетие мельницу отреставрировали и открыли в ней музей быта. Сооружение представляет собой восьмигранный четырёхъярусный сруб, в котором мешки с зерном поднимались на четвёртый этаж, чтобы сырьё прошло чрез жернова трёх нижних ярусов и превратилось в муку. Кстати, к мельнице ведёт петляющая в полях дорожка с классными виражами — короткий серпантин, разве что не горный. Поэтому если у вас в наличии подходящий автомобиль и драйверский азарт — получите дополнительное удовольствие. Кстати, об автомобиле.

7
Объявление на дверях мельницы просит связаться с администратором музея при желании осмотреть экспозицию внутри. Делимся телефоном, чтобы вы могли согласовать свой визит заранее: 89116453318

Об автомобиле

Обновлённый FAW Besturn X80 — это кроссовер со 142-сильным 2-литровым мотором и 6-ступенчатым автоматом. В такой топовой версии автомобиль стоит 1 299 000 рублей и оснащён в числе прочего 17-дюймовыми колёсами, люком, «климатом», отделанным экокожей салоном, электрокреслами с подогревом, датчиками света и дождя, задней камерой с траекторией, круиз-контролем, бесключевым доступом и датчиками давления в шинах. Есть версия попроще и на механике за 1 099 000 рублей и ещё одна промежуточная за 1 199 000.

В дизайне можно увидеть сочетание самобытности (х-образная задняя стойка крыши, знакомая ещё по дорестайлинговой модели) и вполне удачных цитат других производителей. Приятная и современная внешность получает логическое продолжение в интерьере: центральное место здесь занимает вынесенный в соответствии с модой дисплей мультимедийной системы, линии лаконичны, а материалы вполне типичны для этого класса. Привод у X80 только передний, но под днищем заявлены неплохие для городской машины 190 мм.

7
Средний расход топлива за всё путешествие с учётом скоростной езды, частых коротких перегонов и продолжительной работы мотора на холостом ходу составил 10 л на 100 км

На ходу автомобиль запомнился понятной управляемостью и высокой устойчивостью даже на заснеженной трассе с неоднородными проплешинами колеи. Страхующая электроника работает грамотно, а шасси позволяет вести автомобиль быстро даже в сложных условиях. Из минусов — шумновато в салоне, адекватный в пике тяги, но немного вялый при езде в полпедали мотор и жестковатая и громкая, хотя вполне энергоёмкая подвеска. В дальней дороге здорово выручают неплохой (хоть и галогеновый) головной свет и длинная высшая передача — при 150 км/ч на тахометре всего 3000 оборотов в минуту.

Интерьер соткан из очевидных удобств и небольших странностей: комфортные кресла не заставляют спину ныть даже спустя несколько часов кряду, в центральной консоли куча мест для мелочей, а подстаканники обнаружились даже в багажнике. Ещё одно место для хранения — в дополнительном бардачке, расположенном над основным. Главное меню мультимедийки отрисовано в стиле продукции Apple, а бортовой компьютер в приборке простой, но функциональный.

10

Вызывают вопросы пластиковый обод руля, отсутствие автозатемнения зеркала, всего одно гнездо USB, не самая удачная фиксация селектора автомата и мудро включающаяся, но не отключающаяся обратно авторециркуляция при заднем ходе и активации омывателя. Ещё один забавный момент — климат-контроль с имитацией двух зон (но однозонный по факту) и неподвижная средняя «крутилка» управления климатом. Музыка неплоха по басам, но высокую громкость тянет не очень чисто. В целом обновлённый Х80 имеет неплохой баланс потребительских качеств и годится для марш-бросков по любым направлениям, где есть что-то похожее на дороги. Главное — придумать, куда и с кем ехать.