14 мая
Skoda Octavia 1.4 TSI DSG
Машиной почти доволен, хотел бы качество сборки и покраски лучше. Следующую буду выбирать, наверное, Шкоду, но не сборки г. Калуга однозначно.
4.2
14 мая
Lada (ВАЗ) Vesta SW 1.8 MT
Хорошая машина за свои деньги . Свежий дизайн .Выделяется на фоне остальных одноклассников.Двигатель 1.8 самый подходящий ей и по крутящему моменту...
4
Все отзывы
19 ноября 2018 07:01, Истории

Живее всех живых: паровые автомобили тогда и сейчас

Тяжело себе это представить, но когда-то бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания не было даже и в проекте, электродвигатели считались утопией, а балом правили паровые установки

Сейчас они остались лишь объектом интереса фанатов викторианской эпохи и книг в жанре стимпанк. Тем интереснее о них писать.

О постройке паровых машин задумывались еще древние греки. Создание первого подобного «концепта» приписывают Герону Александрийскому, жившему еще в I веке до нашей эры. Но первым действительно полезным устройством стал паровой насос Томаса Севери, запатентованный в 1698 году. Этот аппарат был весьма «сырым», имел малую мощность и работал прерывисто. Но проект Севери стал основой для всех последующих разработок. Например, для паровой машины Ньюкомена, сконструированной в 1712 году и широко применявшейся для откачки воды из шахт. Именно этот аппарат считают первым полноценным паровым двигателем.

Фото: cs.wikisource.org

А что же автомобили? В 1769 году француз Николя Жозеф Кюньо создал «Огненную телегу» — что-то вроде гибрида паровой телеги и дрезины. Ее предполагалось использовать в качестве артиллерийского тягача, но из-за политических дрязг проект был положен под сукно. Историки пишут, что телега Кюньо вполне себе неплохо ехала, хотя и очень недолго — одной заправки котла хватало примерно на 12 минут. В 2010 году студенты двух парижских вузов — Гранд Эколь и Высшей школы искусств и ремёсел воссоздали прототип машины. Дух Кюньо может быть доволен — потомки увидели, что сконструированный им автомобиль действительно может ехать.

XIX век стал золотым для паровых двигателей. В 1801 году Ричард Тревитик создал первую модель паровоза, и уже в 1825 году была построена первая железная дорога общего пользования. Параллельно инженеры всего мира создавали проекты машин для обычных дорог. Паровые повозки стали настолько популярными в Британии, что местное правительство даже издало специальные правила движения подобных аппаратов. В них регламентировалась скорость экипажей, прописывался запрет пугать лошадей свистками и требовалось, чтобы перед каждым паровым дилижансом шел человек с флагом и предупреждал о приближении монстра на колесах.

Фото: radiostudent.si

Хотя уже в 1885 году Готлиб Даймлер запатентовал первую повозку с бензиновым двигателем, эпоха паровых автомобилей продолжалась. Грузовики фирмы Sentinel вообще производились до середины 1930-х годов — ведь в то время уголь был куда дешевле, чем нефть, да и доверие к старым добрым паровикам в народе было куда больше, чем к машинам на бензине. И лишь когда в 1934 министр транспорта Оливер Стэнли снизил пошлины на экспортные нефтепродукты, параллельно увеличив налог на паровые машины, двигатель на пару окончательно стал историей.

Фото: ttnotes.com

Впрочем, такие автомобили не ушли в прошлое бесповоротно. Их и сегодня строят, на них ездят (и не только 12 минут), и даже рекорды скорости устанавливают! В 2009 году Чарльз Барнетт на паровом болиде «Inspiration» разогнался до скорости в 241 километр в час. Машину приводили в движение две турбины, в которые под давлением 40 бар подавался пар из 12 бойлерных установок. Таким образом Барнетт побил рекорд скорости, который составлял 205,5 километра в час и держался более сотни лет — аж с 1906 года.

Фото: nationalmotormuseum.org.uk

Фанаты паровых машин проводят свои слеты. Самый известный из них, Great Dorset Steam Fair, проходит в британском графстве Дорсет с 1969 года. Он длится 5 дней и собирает более 200 000 зрителей. Ну а где еще на такое посмотришь? Паровые грузовики, тракторы и комбайны, кареты, паровое черт-знает-что-и-сбоку-бантик — фанаты викторианской эпохи не нарадуются. Завершается ярмарка гонкой-парадом, на которую выезжают все машины, независимо от конструкции и возможностей. В 2013 году был установлен рекорд по численности участников этого парада — 103 дымящих и пыхтящих машины!

Во время загрузки произошла ошибка.

Пар греет сердца автофанатов по всему миру. По приколу, из любопытства или из любви к искусству они делают все новые и новые машины. Кто-то просто берет и ставит паровую установку на старенький фургончик, а кто-то собирает своего ретро-монстра с нуля, как, например, британец Том Киммел. Энтузиаст при помощи умелых рук, старых запчастей, сварочного аппарата и британского хладнокровия делает уникальные паровые багги. Эх, Том, где же ты был, когда Джордж Миллер снимал «Безумного Макса»? С твоими конструкциями это было бы еще эпичнее.

Фото: modernsteampower.files.wordpress.com
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
8
Кин-дза-дза.RU
Тимофеевна, вы в госдуме работаете?
СсылкаПожаловаться
Mi
Отличная статья, спасибо. Очень интересно!
СсылкаПожаловаться
Андрей
Уверен, что без упоминания полуторок на дровах в годы Великой Отечественной Войны статья не может считаться полной.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru