Электрические самолеты: скоро в нашем небе

Дмитрий Гайдукевич
24 мая
Peugeot Boxer 2.2 HDi 130hp MT
Ездил на боксере почти пять лет, буквально недавно продал, решил оставить свой отзыв. Машина рабочая, ездить можно, но основываясь как раз на собст...
2.2
25 мая
Toyota Funcargo 1.5 AT 4WD
За рулём больше 40 лет. Лучше автомобиля просто -НЕТ! Жалко что больше не выпускают такую модель. поменяла бы на свежего года.
4.5
Все отзывы
15 ноября 2018 07:02, Технологии
Пассажирский самолет с электрическим двигателем может появиться уже через 2,5 года!

Однако для этого необходимы большие деньги. Глава израильской компании Eviation Aircraft Омер Бар-Йохай уверяет, что им требуются 200 млн долларов для завершения проекта, передает Bloomberg.

Называется этот самолет Alice (впервые его показали еще в прошлом году на авиасалоне Ле-Бурже). Это относительно небольшой аппарат, который может взять на борт только 9 человек (+2 члена экипажа), а дальность полета указана 1040 км. Для самолетов совсем немного, однако «Алиса» будет предназначена для относительно коротких перелетов (например, Москва-Петербург или Лондон-Париж). И на этом рынке наличие электродвигателя может дать новому самолету гигантское преимущество.

Alice

Зачем это?

Сейчас расходы на керосин составляют по разным оценкам от 29 до 34% от всех затрат авиакомпаний. Использование же электрического двигателя позволит уменьшить эту цифру в пять раз! А учитывая высокие цены на нефтепродукты (и в будущем, они могут быть еще выше), электрические двигатели становятся очень привлекательными для авиаперевозчиков.

Есть у электрических самолетов и другие плюсы: экология и уровень шума. Европейские чиновники от авиации, судя по всему, решили следовать по пути своих коллег из «транспортного цеха», которые заставляют производителей авто снижать количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Так, в стратегии развития авиации, которая была утверждена Еврокомиссией, сказано, что до 2050 года объемы выбросов СО2 должны сократиться на 75%, а оксидов азота на 90%. При этом уровень шума самолетов нужно уменьшить на 65%. Разумеется, с нынешними двигателями добиться таких показателей невозможно (надо отметить, что современные самолеты расходуют на 70% меньше топлива, чем 40 лет назад).

Правда, у нынешних проектов электрических самолетов есть и недостатки. Например, Alice обладает невысокой скоростью (440 км/ч, что вдвое меньше, чем у современных бизнес-джетов), да и высота полетов небольшая — заявлено 3 км. Но это, скорее всего, связано с массой самолета (6,3 тонны, причем 65% веса приходится на литий-ионные аккумуляторы суммарной емкостью 900 кВт∙ч).

Самые разные проекты

Не надо думать, что Eviation Aircraft — единственные в мире, кто разрабатывает электрические самолеты. Сейчас этим направлением занимается около 100 компаний (!). И это на 30% больше, чем в прошлом году. Так что можно ожидать в ближайшие годы существенного прорыва в этом направлении.

Airbus работает не только над большими электрическими самолетами, но и над маленькими «летающими такси». Проект Pop.Up представляет собой капсулу, которая может передвигаться как на четырёх колёсах, так и на восьми пропеллерах, в зависимости от транспортного «обвеса», к которому она присоединена.

Многие крупные компании занимаются сейчас разработками в области «малой» авиации: речь идет о так называемых «летающих такси», которые в подавляющем большинстве случаев имеют как раз электрические двигатели. Такие аппараты будут способны перевозить пассажиров на расстояние 100-200 км. Однако есть и несколько серьезных проектов по созданию больших самолетов с электромоторами. Например, Airbus совместно с Siemens и Rolls-Royce Holdings работают над моделью E-Fan X.

Причем Airbus хочет подходить к внедрению электричества в большую авиацию постепенно — на первом этапе вместо привычных сейчас двигателей появится 1 или 2 электрических мотора. Не исключено, что именно такой гибридный путь развития дальнемагистральных самолетов наиболее перспективен в ближайшие 10-20 лет.

E-Fan X

Прогнозы на тему, когда же электрические самолеты появятся в небе, самые разные. Оптимисты вроде главы Eviation Aircraft говорят про 2020 год, но более осторожные эксперты называют 2030 год. Но главное другое — специалисты согласны, что самолеты будущего смогут летать без керосина! «Электрические самолеты становятся реальностью, и уже сегодня мы можем увидеть будущее без зависимости от нефти», — заявил недавно глава бюджетной авиакомпании EasyJet Йохан Лундгрен.

Водородная альтернатива

Нынешнее поколение аккумуляторов пока не способно хранить долгое время большой запас энергии. Именно поэтому некоторые инженеры предлагают построить... водородный самолет. В этом случае энергия начнет вырабатываться прямо на борту в топливных ячейках (там водород будет соединяться с кислородом, что позволит получать электроэнергию, а «выхлопом» станет обычная вода). В автомобильной промышленности такие силовые установки уже используются — наибольшего прогресса тут достигла Toyota, которая серийно продает в Японии водородную модель Mirai (прочитать, как едет эта машина, вы можете в материале «Вам с газом или без? Две странные «Тойоты»). Водородный самолет, кстати, тоже существует. Он называется HY4, а его первый полет прошел 29 сентября 2016 года в аэропорту немецкого города Штутгарт.

HY4

P.S. Не надо думать, что электрические двигатели на воздушных судах — это примета 21 века. Впервые электричество для полета использовали еще в 19 веке! 8 октября 1883 года француз Гастон Тиссандье поставил электромотор на дирижабль и провел 14 минут в воздухе. Ну а в 1979 году самолет Mauro Solar Riser с электрическим двигателем взлетел, пролетел 800 метров и, главное, благополучно приземлился. А уже в 80-х годах прошлого века были построены электросамолеты, которые могли летать более 5 часов!

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
36
Владимир Руденко
Коротыш в Li-ion "батарейке" разнесёт такие аэропланы и прочие ЛА в хлам, если такая в мобиле убивает. Ну а водород уже "проезжали" ещё в СССР на Ту-154, баки огромных размеров и больше места нет. Ну а при пожаре - опять огромный "Гинденбург". Пусть гейропа ходит по этим "граблям".
СсылкаПожаловаться
russ KINDE
А если в этот "электрический гаджет" молния долбанет, или "коротыш". А если серьезно, то сколько нужно, к примеру, углеводородов, чтобы зарядить 4 тонны (65% от общей массы этого "кукурузника") литий-ионного аккумулятора ???.
СсылкаПожаловаться
Степан Галичин
Существенный недостаток электролетов в том, что по мере расхода заряда , масса летательного аппарата не изменяется, а значит затраты энергии не снижаются, в отличии от обычных самолётов, и это изменить никак не удастся, ну разве что у водородных электролетов.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru