Куда надо инвестировать? (ответ — в самокаты)

Дмитрий Гайдукевич
16 декабря
Peugeot 3008 2.0 HDi AT
Автомобиль куплен в сентябре 2018 года в Мэйджоре, со всеми скидками в комплектации GT (плюс кожаный салон, плюс люк, плюс массаж передних кресел)...
4.8
17 декабря
Mercedes-Benz Sprinter 213 CDI L1H2 MT
в перевозках работаю давно, а вот ездить на спринтере начал совсем недавно, илюзий от громких имен и марок давно не испытываю, все машины имеют нед...
2.8
Все отзывы
13 ноября 2018 07:03, Транспорт
Многие финансисты уверены, что сейчас одним из самых перспективных направлений для вложения денег является... прокат самокатов

Кикшеринг по своей сути ничем не отличается от уже знакомого нам каршеринга. Но только если «кар» — это автомобили, то в кикшеринге в краткосрочную аренду сдаются самокаты. Как правило — электрические (хотя есть варианты и с «обычными»). Еще совсем недавно этот рынок не представлял никакого интереса для крупного бизнеса.

Но все изменилось в 2017 году, когда появилась компания Bird Rides. Ее основал Трэвис Вандерзанден, который раньше был топ-менеджером в Uber и Lyft (сервисы по аренде самокатов существовали и раньше, но инвесторов они не особенно привлекали). В феврале 2018 года Bird получил инвестиции в 15 млн долларов, в марте — еще 100 млн, в мае — плюс 150 млн. Причем в компанию вкладывали фонды, которые в свое время неплохо заработали на Google, Uber и других знаменитых сейчас фирмах. В середине этого года эксперты говорили, что Bird является «единорогом» — этот термин был придуман в 2013 году для обозначения стартапов, стоимость которых очень быстро достигает миллиарда долларов (найти и вовремя инвестировать деньги в такие компании считается настоящим чудом).

А сейчас речь идет о том, что Bird Rides может стоить 2 млрд долларов! Причем в США есть еще компании Lime, Skip, Spin, Scoot, которые занимаются прокатом самокатов. Так, появившуюся в 2017 году Lime тоже оценивают выше 1 млрд долларов — это произошло после того, как Lime договорился с могучим Uber о партнерстве. И, как пишет Bloomberg, есть предпосылки, что стоимость Lime достигнет 3,3 млрд!

Читайте также
Ходячие мертвецы: как бороться с пешеходами со смартфонами?Человек, «втыкающий» на ходу в телефон, больше похож на зомби: по сути, он уже находится в другой реальности и ничего не видит вокруг себя...

Что произошло?

Почему миллиарды долларов потекли в казалось бы «несерьезный» сегмент по аренде самокатов? Причин несколько.

Первая — появилось новое поколение электросамокатов. Они легкие, имеют запас хода 20-30 км (а иногда и больше), да и скорость у них вполне приличная (20-30 км/ч). Причем электрические самокаты сейчас уже относительно недорогие (500-600 долларов за хороший вариант).

Вторая (и, возможно, самая главная) — меняется само понятие «мобильности». Если раньше людям для передвижения по городу хватало автомобиля, то сейчас его уже недостаточно. А в некоторых случаях машина вообще противопоказана — в центре крупных городов (даже американских, не говоря уже про Европу) порой сложно припарковаться, а стояние в пробках занимает слишком много времени. При этом молодое поколение стало... ленивым. Теперь все хотят попасть на работу или домой как можно быстрее и потратить как можно меньше сил.

После того, как Bird Rides, Lime и прочие фирмы запустили свои сервисы, всего за 2 года только в США было совершено более 20 млн поездок на самокатах. И эта цифра стремительно растет, а взять самокат в аренду сейчас можно более чем в 100 городах по всему свету (и, повторимся, это только начало).

Во время загрузки произошла ошибка.

Как это работает?

Если вы хоть раз пользовались каршерингом, то ничего нового для вас не будет. Чтобы арендовать, нужно зарегистрироваться в программе, скачать на смартфон приложение и с его помощью разблокировать самокат.

Обычно нужно заплатить 1 доллар за сам факт аренды, а затем каждая минута (иногда — миля) стоит порядка 15 центов. Итого за 20 минутную поездку надо отдать 4 доллара. Для США совсем немного (например, метро или автобус в Нью-Йорке стоят 2,75). А, например, в Сингапуре стоимость еще меньше — от 7-9 центов в минуту.

Проблемы

Сервисы краткосрочной аренды самокатов стартовали очень бурно — в 2017 и 2018 годах они появились почти во всех крупных американских городах. Однако агрессивная политика привела к тому, что самокаты фактически заполонили все улицы. Их стало слишком много — люди, покатавшись на самокате, часто бросали их где попало и уходили по своим делам. В итоге власти стали получать огромное количество жалоб: инвалиды говорили, что они не могут проехать по тротуару, автомобилисты часто не имели возможности припарковаться, а пешеходы вечно спотыкались о брошенные тут и там самокаты.

Во время загрузки произошла ошибка.Многие водители в США ну просто очень недовольны обилием электросамокатов на дороге.

А, например, 19 октября в Лос-Анджелесе был подан групповой иск против Bird и Lime, которых обвиняют в грубой халатности. Якобы владельцы этих фирм знали, что самокаты представляют опасность для пешеходов и самих пользователей, однако ничего не сделали для их защиты. По данным Bloomberg, в настоящий момент три человека погибли после падения с самокатов, а еще несколько сотен получили тяжелые травмы. Причем речь идет не только о «водителях» самокатов, но и о пешеходах в которых на высокой скорости врезаются «самокатчики».

Осторожно. В видео присутствует ненормативная лексика

Реакция властей была жесткой: некоторые города (включая Сан-Франциско и Санта-Монику) вообще ввели временный запрет на аренду самокатов и стали вырабатывать правила: теперь самокатов может быть ограниченное число, и если они будут валяться в запрещённых местах, то компании начнут штрафовать (по 100 долларов за каждый самокат!). А в некоторых городах власти приняли решение, что парковка самокатов возможна только на специальных станциях.

Заработать на самокате

В США на электросамокатах можно заработать! Компании предлагают любому желающему заняться самостоятельной зарядкой аккумуляторов — вы просто берете самокат к себе домой и «заправляете» его электроэнергией (к утру нужно вернуть самокат на место и получить на счет от 5 до 25 долларов).

Зарядка самокатов — сейчас это новый вид бизнеса
Читайте также
Всё о скоростных подземных тоннелях Илона МаскаПервая демонстрация транспортного проекта Loop состоится в Лос-Анджелесе 10 декабря

В итоге сейчас некоторые американцы весь день ездят по городу и собирают самокаты. А порой они их даже специально прячут куда-нибудь или, например, закидывают на дерево. Ведь если самокат долгое время никто не заряжает, то цена его зарядки растет.

И в России тоже

Появился прокат самокатов и в России. Например, в Москве в этом году работали сразу три компании: «Делисамокат» (подразделение каршерингового сервиса «Делимобиль»), YouDrive Lite от каршеринга YouDrive и компания Samocat. Причем если первые две предоставляли электросамокаты, то у Samocat были и «ножные» за 2 рубля в минуту или 60 рублей в час. Электросамокаты от YouDrive и «Делисамокат» дороже — 5 рублей в минуту (для сравнения, в столице за эти деньги можно арендовать автомобиль). Кроме того, есть несколько компаний, которые сдают электросамокаты в длительную аренду (от одного часа или дня)

P.S. Критиков у нового сегмента рынка более чем достаточно. Однако несколько лет назад многие говорили, что оценка Uber в 3 млрд долларов — это «сумасшествие». Однако сейчас Uber стоит... 76 млрд!

Подпишитесь на новую рассылку Mail Авто, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
18
Скорпион Иванович
Сама идея индивидуального эл.городского транспорта отличная и весьма прогрессивная! Но под полную её реализацию нужно создать безопасные условия эксплуатации такого транспорта. Это- спец. дорожки, пункты подзарядки аккомуляторов их замена и покупка! Необходима классность по мощности двигателей и конструкции, наличие запчастей и возможности ремонта, и хранения! Словом, есть куда с прибылью вкладывать деньги!
СсылкаПожаловаться
Анатолий Маслов
Наши ПДД не предусматривают такого транспортного средства как самокат. До 250 ватт это бытовая техника, более 250 ватт - мопед, или даже мотоцикл :)!
СсылкаПожаловаться
Michanik
Все новое в начале проходит период адаптации, после чего нормализуется, используется эффективно и востребовано, но только не у нас... Прокат создадут, условий для использования - дорожек, парковок, выделенных полос - нет, и будут самокатчики вне закона как на тротуаре, так и на дороге. Страна у нас дикая, в глазах обывателя все это баловство, которое нужно запретить, возьмите тех же велосипедистов, которые существуют много лет, но проблем и нужд их никто знать не хочет... А еще нам нужны самокаты с большими колесами, ибо "неровности" наших дорог отличаются от неровностей "там, у них")...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Mail Авто