Российских нефтяников оставили без «коврижек»

Поздно вечером 31 октября крупнейшие нефтяники согласились снизить оптовые цены на бензин и дизельное топливо и удерживать их как минимум до начала 2019 года
Авторы и эксперты
Смольянов Денис
Гурина Надежда
Читайте также
В 50-литровый бензобак на АЗС заправили 60 литров — это обман?
Тема недолива продолжает будоражить наших автомобилистов. Поэтому сегодня мы расскажем, что считать недоливом и как добиться правоты

Принципиальное согласие с таким решением представители «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза», «Газпрома», «Газпром нефти», «Татнефти», «Русснефти», ННК, Иркутской нефтяной компании и «Нового потока» выразили на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, завершившемся вечером 31 октября. Как пишет «Коммерсант», письменное решение пока не оформлено, на подписание соответствующих соглашений дали 24 часа.

Вице-премьер заявил по итогам совещания, что нефтекомпании и независимые НПЗ будут поставлять на рынок топливо по оптовым ценам, замороженным на уровне июня 2018 года, в объемах на 3% больше уровня 2017 года. С 2019 года как оптовые, так и розничные цены могут расти, но только на уровень инфляции. Компании будут обязаны продавать независимым АЗС топливо в опте по замороженной цене, но зато могут не увеличивать его продажи на бирже — соответствующие обязательства временно снимаются.

«Никаких коврижек никому не предложено. Либо вы соблюдаете цену независимо от экспортной альтернативы, либо мы вынуждены идти на крайнюю меру в виде введения заградительной пошлины, что крайне болезненно, потому что это в первую очередь ударит по нефтепереработке, в том числе независимой», — приводит РБК слова Козака.

Напомним, что рост цен на бензин в России пришелся на апрель—май 2018 года. Всего с начала года цены выросли на 7,7%, обогнав инфляцию почти в пять раз. В мае правительство приняло экстренные меры — снизило акцизы на топливо, дало возможность вводить экспортные пошлины в 90% на нефтепродукты, а также ввело специальную надбавку к акцизам.

Отраслевые эксперты считают прямое госрегулирование не лучшим выходом из ситуации. По мнению Михаила Турукалова из «Аналитики товарных рынков», нужно сохранить рыночное ценообразование, обнулить акцизы и рассмотреть возможность снижения НДПС на социально значимые марки топлива. Вариант с бюджетным субсидированием цен (как это фактически будет происходить после введения демпфирующего акциза), добавляет эксперт, приведет к существенным тратам бюджета.