«Шипы» или «липучка»: какие зимние шины выбрать?

Какая резина лучше зимой: «шипы» или «липучка». Рассказываем, чем отличаются шипованные шины от «липучки» и приводим результаты сравнения — Авто Mail.ru

Сравнение «шипов» и «липучки»

На чистом асфальте. В той дисциплине, которую принято считать слабым местом «шиповок», — «торможении на мокром асфальте со скорости 80 км/ч» — шипованные шины выступили очень сильно!

Смотрите: у фрикционных покрышек разброс результатов от 30,9 до 37,1 м, а результаты «зубастых колёс» — от 29,8 до 33,6 м. То есть на мокром асфальте современная шипованная резина уверенно обходит нешипованную!

Хотя на сухом асфальте фрикционные покрышки, конечно, выиграли. Но разгрома не случилось! При торможении со скорости 80 км/ч «фрикционки» уехали на 28,1−31,4 метра, а «шиповки» — на 30,2−32,2. То есть разница между «худшим» и «лучшим» не слишком большая. Значит, в городе современные «шиповки» ведут себя не хуже «липучек».

Почему так? Принято считать, что шипованная покрышка опирается шипами, а не протектором — грубо говоря, скользит «когтями» по асфальту. В действительности же резина проектируется, чтобы верхняя часть металлического «зацепа» при движении по твёрдому покрытию утапливалась внутрь протектора под массой автомобиля!

То есть пятно контакта и у «шиповок», и у «липучек» примерно одинаково. Кроме того, резина протектора «зубастых» моделей более твёрдая — для хорошего крепления шипов, а сами покрышки сделаны более жёсткими. Именно поэтому многие шипованные модели на асфальте легко обошли фрикционных собратьев из мягкой резины.

На зимней дороге

На снегу резина без шипов оказалась крайне успешной. Время разгона до 50 км/ч — в узком диапазоне от 4,5 до 4,8 с, а у «шиповок» — от 4,5 до 5,2. Разница, согласитесь, ничтожная. При прохождении извилистой трассы «беззубые» покрышки немного, но опередили «зубастых» конкурентов: результат нешипованных — 73,3−78,0 с, шипованных — 73,0−82,5.

Зимняя дорога
Источник: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

На льду ситуация не столь простая… Крутые «шиповки» вне конкуренции! Чтобы остановиться со скорости 20 км/ч, большинству «зубастых» моделей требуется от 7,0 до 8,2 м. В нешипованной категории разброс — от 8,2 до 9,2 м. Однако недорогие шипованные покрышки останавливаются за 8,7−10,5 м!!! То есть даже проигрывают фрикционным…

Что лучше тормозит на льду?

Другое показательное упражнение — заезды по ледяным трассам. Чем меньше время на её преодоление, тем большую скорость позволяет развивать покрышка при прохождении поворотов, и, разумеется, тем безопаснее будет вождение. Ледяное кольцо шипованные покрышки проезжают за 90,0−114,0 с, а нешипованные — за 98,2−105,2 с.

Почему так? Из этой череды цифр, сделаем довольно неожиданный для многих вывод. Шинники настолько лихо взялись за совершенствование «фрикционок», что самые продвинутые модели по итогам «чисто зимних» упражнений сейчас легко обходят шипованных середняков! (Правда, стоят крутые «липучки» очень прилично…).

Раньше эксперты говорили так: «Если есть шанс хоть однажды встретить голый лёд — покупайте шипованную резину». Но ситуация, как видим, изменилась кардинально, поэтому цокать шипами на протяжении нескольких зимних месяцев, опасаясь, что однажды на пути повстречается гололедица, больше не обязательно.

Экстремальные морозы

Еще лет 5 назад эксперты бы только кивнули: да, не работают. В суровый мороз, когда столбик термометра опускается за отметку «-20oС», с шипованными шинами прежних поколений происходили очень неприятные метаморфозы: «зацепы» под давлением сильно затвердевшего льда утапливались настолько глубоко, что оставляли машину без шипов.

Вдобавок жёсткая резина протектора становилась «дубовой», отчего также ухудшалось сцепление. В итоге, при «большом минусе» мягкие нешипованные покрышки зачастую обеспечивали более надёжное вождение… И здесь ситуация тоже изменилась: хорошие «зубастые» шины теперь не теряют своих качеств при экстремальном «минусе»!

content image for: 70330

Почему так? В состав резины стали активно добавлять пластификаторы, которые позволяют шине сохранять эластичность на сильном морозе. И вообще, «шинная химия» здорово продвинулась вперёд: огромные штаты учёных придирчиво изучают, какие добавки (например, рапсовое или апельсиновое масла) противодействуют «дубению» на морозе…

Ещё одна свежая уловка — многослойный протектор. Нижний слой делается из плотной резины, которая надежно удерживает нижний фланец шипа, а состав резины и форма блоков верхнего затачиваются под сцепные свойства шины. При этом термоактивный состав нижнего слоя даже позволяет «выдвигать» шип при резком похолодании!

Когда ставить шипованные шины

Долгое время считалось, что шипованную резину нужно ставить как можно позже, иначе от езды по асфальту резина растеряет «когти». И действительно. В прошлом потеря шипов была не просто распространённой проблемой, а настоящим бедствием: уже после одного-двух сезонов даже недешёвая резина могла «облысеть»…

Однако технологии не стоят на месте и в посадочных колодцах современных покрышек шипы сидят весьма прочно. Увеличение нижнего фланца, оптимизация посадочного места, исключительно заводская ошиповка, а иногда и использование специального «клея» — всё это сделано, чтобы жалоб на выпадание было как можно меньше.

content image for: 70330

Почему так? Самое важное, что заводы больше не доверяют процедуру ошиповки своим оптовым продавцам, поэтому качество только растёт. А если проблема вылетающих шипов продолжает преследовать именно вас, задумайтесь над манерой вождения. Не слишком ли много резких стартов на сухом асфальте?

Поэтому ни с «шиповками», ни с «липучками» откладывать посещение шиномонтажа нельзя: переобуваться надо, как только среднесуточная температура понизится до +7ºС (пускай даже потом случится потепление).

Что лучше для Москвы и области: «шипы» или «липучка»?

«Фрикционная — для мегаполиса, шипованная — для деревни». Этот примитивный способ подбора резины перестал быть актуальным: «шиповки» больше не боятся асфальта, а «липучки» вполне уверенно чувствуют себя даже на льду. Хотя, конечно, шина шине рознь — к сожалению, чем дешевле покрышка, тем меньше уверенности она подарит водителю…

Впрочем, совсем не учитывать «территорию обитания» тоже нельзя. Если вы никогда не выезжаете за пределы крупных городов, просматривая шинные тесты, обращайте внимание на «асфальтовые показатели». А если большая часть вашего зимнего пробега приходится на заснеженные и обледенелые дороги — на сугубо зимние свойства.

Можно ли ставить шипы на «липучку»?

Ошиповка фрикционных шин является практически невозможной задачей. Это связано с несколькими факторами, такими как плотность узора протектора, конструкция ламелей и свойства материала изделия. Однако, существуют всесезонные шины, которые могут быть ошипованы.

Ошипованные всесезонные шины чаще всего используются на коммерческом транспорте класса «С». В этом сегменте рынка выбор заводских шипованных зимних шин достаточно ограничен. Поэтому ошипованные шины становятся популярным вариантом для таких автомобилей.

Вместе с тем, следует отметить, что ошиповка шин может иметь некоторые ограничения и недостатки. Например, ошиповка может привести к повышенному уровню шума и износу шин. Также, ошипованные шины могут иметь негативное влияние на дорожное покрытие, особенно на асфальте.

Тем не менее, большинство автолюбителей и владельцев коммерческого транспорта класса «С» и внедорожников признают, что преимущества ошипованных всесезонных шин перевешивают их недостатки. Они предоставляют надежное сцепление, повышенную управляемость и безопасность на зимних дорогах.

Вопросы и ответы

Шипованные шины («шипы») — это самый радикальный вариант зимней резины, который обладает высокой противоскользящей способностью. В их протекторе находятся металлические шипы, которые выступают наружу на 1−1,5 мм. Эти острые края шипов позволяют им «вгрызаться» в скользкую поверхность, удерживая автомобиль на льду гораздо лучше, чем шины без шипов, включая скандинавские модели.

Особенно эффективность шипованных шин проявляется при небольшом минусе, когда лед относительно мягкий. Так металлические шипы способны лучше преодолевать гололед и снежные заносы, обеспечивая улучшенное сцепление с дорогой. Благодаря этому водитель имеет больше контроля над автомобилем и уверенность в его управлении, даже в самых неблагоприятных погодных условиях.

slide image for gallery: 22958 | Дешевые зимние нешипованные шины. Какие выбрать?

Однако стоит отметить, что шипованные шины имеют несколько недостатков. Во-первых, они могут создавать повышенный шум при движении по дороге, что может быть неприятным для пассажиров и окружающих. Во-вторых, металлические шипы могут повредить асфальтовое покрытие, особенно на дорогах без снежного покрова.

Фрикционные покрышки («липучки») — это особый тип шин, который заслуживает внимания. Что делает их особенными? Все дело в составе резины, из которой они изготавливаются. Он придает шине максимальную эластичность и прочность.

Одной из ключевых особенностей фрикционных шин является их адаптивность к различным дорожным условиям и погодным условиям. Во время движения, благодаря своему специальному составу, эти шины могут приспосабливаться к свойствам покрытия дороги, что обеспечивает идеальное сцепление с дорогой. Это особенно полезно в ситуациях, когда на дороге мокро или скользко, так как шины липнут к поверхности, увеличивая безопасность и снижая риск заносов.