17 ноября
Ford Kuga 1.5EcoBoost AT 150hp
Хороший автомобиль.подвеска приятная,рулится,разгоняется понятно
5
18 ноября
Toyota RAV4 2.5 AT 4WD 180hp
Очень разочарован в этом авто, и первое разочарование это пинающийся автомат от тойота, хуже этого говна только дсг наверное и то вопрос, а наши ве...
1.5
Все отзывы
8 октября 2018 10:02, Статьи

Литье, ковка, штамповка, составные — что все это значит?

По способу производства и материалу, из которого делаются диски, они делятся на штампованные, литые, кованые и составные. Все, кроме первых, относятся к категории легкосплавных, поэтому весят меньше «железок»

Самый разнообразный дизайн — у литых. Самая прочная — «ковка», а самые дорогие — составные диски. А теперь немного подробнее о каждом типе.

— Штампованные. Самый простой вариант колёс, который сегодня доступен только в бюджетном сегменте. Изготавливаются из стали методом штампования. Из преимуществ — низкая цена, высокая ремонтопригодность, приемлемая прочность. Недостатки — высокая масса (выше расход топлива и износ подвески, ниже динамика и комфорт) и скупость дизайна. Из последнего правила есть немногочисленные исключения — например, 5-лучевые заводские диски для Opel Astra. Также существуют пластиковые колпаки, с тем или иным успехом компенсирующие невзрачный внешний вид «штампов» или даже искусно имитирующие «литьё» — примером последних могут служить заводские колпаки на Renault Sandero Stepway.

Колесный диск KFZ 7710
Тип: штампованный • Материал: сталь • Ширина: 6" • Диаметр обода: 15" • Количество крепежных отверстий: 5 • Диаметр расположения отверстий (PCD): 105 мм • Вылет (ET): 39 мм • Диаметр центрального отверстия: 56.5 мм • Цвет: чёрный

— Литые. Обозначаются словом cast. Самый распространённый вариант: от дешёвого безымянного колеса по цене хорошей штамповки до дисков для машин премиум-класса и элитных тюнинг-колёс. Как правило, изготавливаются из алюминиевых сплавов (намного реже — титановых и магниевых) путём заливки их в специальную форму, последующего охлаждения и мехобработки. Преимущества литых дисков: малая масса у качественных колёс (ниже расход топлива и износ подвески, выше комфорт и динамика), огромный диапазон размерностей, ценовая доступность, разнообразный дизайн, приемлемая прочность. Недостатки — неремонтопригодность (обычно они не мнутся, а раскалываются) и некоторая общая усреднённость характеристик.

Существуют усовершенствованные технологии изготовления литых колёс. Одна из распространённых — литьё под давлением. Залитый в форму расплавленный алюминий подвергается дополнительному давлению, что уменьшает пористость материала и делает его более мелкозернистым, а значит более прочным. Еще один способ сделать алюминий крепче — технология механического раскатывания обода нужной ширины из разогретой заготовки (flow forming). Раскатка даёт высочайшую прочность при низкой массе, так как во многом сродни технологии изготовления кованых дисков. Такое «литьё» существенно дороже обычного.

Литые колеса отличает очень широкий диапазон цен — в зависимости от размера, производителя и технологии это могут быть и предельно дешёвые диски, и довольно дорогие, как на фото — комплект таких стоит около 150 тысяч рублей
Колесный диск Replay A118
Тип: литой • Материал: алюминиевый сплав • Ширина: 9" • Диаметр обода: 20" • Количество крепежных отверстий: 5 • Диаметр расположения отверстий (PCD): 112 мм • Вылет (ET): 33 мм • Диаметр центрального отверстия: 66.6 мм • Цвет: чёрный, серый

— Кованые. Самые прочные и лёгкие диски. Используются для спортивного тюнинга и в первичной комплектации дорогих спортивных автомобилей. Обозначаются словом forged. Технология представляет собой штамповку разогретой алюминиевой (реже — из другого сплава) болванки с последующей мехобработкой. Из-за большей сложности производства дизайн «ковки» не так разнообразен, как у «литья», но ведущие бренды научились делать круто выглядящие кованые колёса. Преимущества — максимальная прочность при минимальной массе, а недостатки — высокая цена. Ремонтопригодность относительная: кованые диски могут треснуть, как литые, а могут и погнуться — как повезёт. Но в любом случае, нагрузки они выдерживают намного более высокие, нежели литые.

Существует и альтернативный способ производства кованых колёс — это вырезание диска на станке из болванки. Такие диски получаются менее прочными, чем традиционная «ковка», но всё равно крепче обычных литых. К этой технологии прибегают в основном производители «дизайнерских» кованых дисков, тогда как серьёзные спортивные диски делаются штампованием под огромным давлением. Преимущество такой традиционной технологии состоит в том, что под прессом чудовищной силы алюминиевый сплав приобретает максимальную прочность.

Одна из самых известных и крепких моделей кованых дисков — Rays Volk Racing TE37. Её можно встретить и на новых суперкарах, и на потёртых японских хот-хэтчах

— Составные. Обозначаются как 2-piece или 3-piece. Их ещё называют сборные или комбинированные: это диски, которые состоят из двух или трёх частей. Используются в основном для тюнинга. Центральная часть (спицы и ступица) зачастую изготовлены литым методом (хотя встречается и ковка), поэтому ограничений по дизайну для них практически не существует. А обод — обычно кованый, и значит максимально прочный. Центральная часть крепится к ободу титановыми болтами, и получается вся конструкция лёгкой, ажурной и очень прочной. Да и в случае повреждения ремонт разборного диска обходится дешевле, чем покупка нового.

Колесный диск OZ Racing Botticelli
Тип: сборный • Материал: алюминиевый сплав • Ширина: 8.5" • Диаметр обода: 19" • Количество крепежных отверстий: 5 • Диаметр расположения отверстий (PCD): 120 мм • Вылет (ET): 29 мм • Диаметр центрального отверстия: 79 мм • Цвет: серебристый

Правда, за топовые характеристики и отсутствие недостатков приходится платить (дешевые сборные диски — подделка). Сборные диски бывают двух- и трёхсоставными. В последнем варианте обод состоит из внутренней части и внешней, что позволяет производителям очень широко варьировать параметры (вылет, ширина обода, глубина полки). А энтузиасты-любители кастомайзинга заменяют часть компонентов на другие, чтобы собрать уникальные колёса под свои потребности.

Эти диски разбираются на три части и несколько десятков болтиков

На этом варианты конструкции дисков не заканчиваются. Есть ещё, например, спицованные колёса для ретро-техники и композитные диски для суперкаров из карбона или пластика. Но и то, и другое — продукт немассовый, поэтому расскажем о них (а также о сборке кастом-дисков и других колёсных извращениях) в отдельном материале.

Подпишитесь на новую рассылку Mail Авто, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
69
Комтранс Сибирь
Самое плохое - штамповка с пластиковыми колпаками, на "Жигулях" и прочих нищебродских тачках. Выглядит очень ущербно!
СсылкаПожаловаться
Скорая Мед_Помощь
На машине 2 комплекта КРАМЗ Анабар 8x16. Диски очень легкие даже по сравнению с родными литыми дисками ТЛК80. Не могу понять только почему КРАМЗ свернул производство этой линейки дисков для внедорожников. Мое мнение у них очень удачный дизайн+вес+прочность+крепкое покрытие диска.
СсылкаПожаловаться
azumi700 azumi700
и да, штамповка ржавеет и требует колпаков декоративных, в этом литые лучше.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Mail Авто