14 декабря
Opel Astra 1.6 75hp MT
Отличный авто.Для города и повседневной езды отлично , в обслуживание не дорого. Есть конечно недочёты,но в других они тоже есть. Много читал отзыв...
4
14 декабря
Geely Atlas 2.4 AT
Новое машина – новые эмоции. Я помню свои впечатления, когда покупал свой первый автомобиль, это была Нива, и счастью моему предела не было. Прошл...
4.5
Все отзывы
21 сентября 2018 10:01, Статьи

Монорельс: долгая дорога к признанию

Будучи ровесником трамвая и значительно старше автобуса, троллейбуса и метро, монорельсовый транспорт до сих пор так и не получил широкого распространения

Принято с иронией относиться к утверждению, что Россия является родиной слонов, но что касается монорельса, то юмор неуместен — Россия действительно является родиной этого вида транспорта. Ещё в 1820 году крестьянин Иван Эльманов из деревни Мячково построил первую в мире монорельсовую дорогу. Была она небольшая, протяженностью всего несколько сотен метров и использовалась для перевозки грузов, а не людей. Затем в разных странах были разработаны и начали действовать не только грузовые, но и пассажирские монорельсы, причем за ХIХ век было создано до десятка разнообразных конструкций, подчас кардинально отличающихся друг от друга.

Монорельсовая дорога подвесного типа в немецком городе Вуппертале построена в 1901 году и является старейшим монорельсом в мире. Что не мешает ей ежегодно перевозить 20 миллионов пассажиров, а на некоторых участках скорость составов может достигать 60 км/ч.

Плюсы и минусы

В ХХI веке монорельс продолжает оставаться редким видом транспорта. И это несмотря на плюсы, коих у монорельса немало. Для монорельса не надо прокладывать специальные пути по существующим дорогам как, например, для трамвая. Монорельсовый транспорт находится «над схваткой» прочего транспорта и ему не страшны пробки, ДТП, повреждение дорожного полотна и пр. Опоры и станции монорельсовых линий занимают мало места и не требуют проведения сложных и дорогостоящих работ, что позволяет сравнительно легко «вписать» их в городскую инфраструктуру. Кроме того, монорельсовый подвижной состав, в силу особенностей конструкции, малошумен и гораздо безопаснее автобуса, троллейбуса и трамвая. Последний, например, может сойти с рельсов, а монорельсовый транспорт — нет. Монорельсовым поездам не грозят ДТП, потому что они не пересекаются с другими участниками движения, что позволяет перемещаться с большой скоростью. А что касается стоимости постройки монорельсовой дороги, то она обходится в разы дешевле, чем создание метрополитена.

4,7-километровая московская монорельсовая дорога проработала в рабочем режиме менее десяти лет и в настоящее время напоминает пресловутый чемодан без ручки - тащить дальше тяжело бюджету, а выбросить жалко. Дальнейшие перспективы первого столичного монорельса, к сожалению, туманны.

Но есть и минусы. В разных странах используются разные типы монорельса: подвесной, опорный, с так называемой ходовой балкой и бесконтактный, на магнитной подушке. Эти типы, в свою очередь, также имеют внутривидовые различия, что приводит к «разносортице» — это негативно сказывается на стоимости любого проекта монорельса, так как по ряду параметров он неизбежно получится уникальным. Как и используемый подвижной состав, который также в силу своей нестандартности требует редких, а подчас и штучных комплектующих.

Именно эти факторы во многом и привели к нерентабельности Московской монорельсовой дороги. Открывшаяся в 2004 году единственная в Москве монорельсовая линия уже в прошлом году была фактически «изъята» из московской транспортной системы и переведена в «экскурсионный» режим.

13-километровая монорельсовая линия японского города Наха (Окинава) насчитывает 15 станций и не только является единственным рельсовым транспортом на Окинаве, но и выступает в качестве аэроэкспресса.

Вместе с тем, есть страны, например, Япония, где монорельс удачно вписался в транспортную систему. Именно в Японии все его положительные качества — относительно небольшая стоимость строительства, малый уровень шума и минимальное изменение городской инфраструктуры — позволили монорельсу выполнять функции метро. Более того, в Японии монорельс используется и для междугородного сообщения. Неплохие перспективы у монорельса есть в Китае, где имеется самая протяженная монорельсовая линия в мире, Малайзии, ОАЭ и некоторых странах Европы и Америки.

Московская неудача

Проблемы с Московской монорельсовой дорогой, видимо, надолго отобьют охоту к подобным экспериментам в нашей стране. Между тем, эта дорога была сделана на действительно современном уровне. Монорельс однозначно со временем интегрировался бы в московскую транспортную систему, но у предыдущего московского руководства были одни взгляды на развитие транспорта столицы, а у нынешнего — другие. К тому же монорельс оказался недешевым как в строительстве, так и в эксплуатации, да и, как справедливо указывали критики Московской монорельсовой дороги, можно и нужно было проработать данный проект получше.

Из-за инженерной ошибки при проектировании путей, 26 ноября 2005 года столкнулись два поезда монорельсовой дороги в Сиэтле. Авария привела к выбитым стеклам и несложному ремонту

Впрочем, подобная судьба постигла монорельс не только в Москве. Например, линии в Ванкувере и Сиднее так же были признаны нерентабельными и разобраны. Который год ведутся дискуссии о судьбе монорельсовой дороги Сиэтла, которую то предлагают демонтировать, то, наоборот, удлинить чуть ли не в десять раз. Кстати, в отличие от Московской монорельсовой дороги, монорельсовая линия в Сиэтле перед постройкой прошла долгую и всестороннюю экспертизу, которая учла все критические замечания. И только после того как проект не вызывал никаких нареканий, линия длиной 1,6 км была построена и сдана в эксплуатацию. Несмотря на такую небольшую длину, монорельсовая дорога Сиэтла перевозит за год более 2,5 млн пассажиров!

Есть варианты

Так какие перспективы у монорельса? Он так и будет оставаться экзотикой или его все-таки ожидает светлое будущее? Тут всё будет зависеть от конкретной страны и даже города. Совершенно точно, в России монорельс останется экзотическим видом транспорта. Если в нашей стране и будут строить монорельсовые линии, то, скорее всего, появятся они не в мегаполисах, а в курортных городах или будут выполнять узкоспециализированные задачи. Учитывая тот факт, что монорельсовый поезд движется на высоте 4-5 метров над землей, они идеально подходят для обзорных экскурсий. Поэтому, кроме курортных мест, также не исключено появление монорельса в выставочно-развлекательных парках с большой территорией, типа ВДНХ или парка «Патриот».

Монорельсовая дорога Дубая длиной 5,5 км соединяет искусственный остров Пальма-Джумейра с материковой частью города. Дорога оказалась нерентабельной, с крайне низким пассажиропотоком, что в скором времени может привести к её ликвидации.
Подпишитесь на новую рассылку Mail Авто, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
46
дмитро костело
все что построено до нынешнего руководства,все нерентабельно!Зато щас все рентабельно!
СсылкаПожаловаться
Николай
построить, сломать и будет что своровать
СсылкаПожаловаться
DarkLight
Монорельс, скорее всего, уже никто не будет развивать. Проект оказался мёртворождённым. Проекты ближайшего будущего будут осваивать технологии MAGLEV (уже осваивают), Электромагнитная левитация на сверхпроводниках (перспективы пока туманны, сверхпроводимость пока требует сильного охлаждения), ну и Hyperloop - труба с разреженным воздухом. Ещё есть SkyWay - на сверхнятяжённых струнах . Но 100% ещё не известно - не постигнет ли и эти проекты судьба монорельса - забвение.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Mail Авто