Москва — Амстердам: марш-бросок под знаком «Инвалид»

Как себя чувствует за границей инвалид, чей автомобиль «украшен» значками российского образца? Уважают ли российского инвалида в Европе, и сохраняет ли он там свои парковочные привилегии? Мы совершили автомобильный марш-бросок из Москвы до Нидерландов

Инвалидка — слово устаревшее. Кажется, уже не подходит этот термин из прошлого к современному автомобилю, способному разогнаться на безлимитном автобане до 170 км/ч. С другой стороны, как еще назвать Suzuki Splash с желтыми инвалидными значками на стеклах?

Дорога

От Москвы до Амстердама 3 000 км с небольшим хвостиком. И что самое удивительное — дорога прямая как стрела, никуда сворачивать не надо. Встал на М-1 и пошел. На европейских картах она обозначена как Е-30, по большому счету, и навигатором можно не пользоваться, смотри на указатели и все. Непонятки могут возникнуть только при въезде на пограничный переход в Бресте, а также после него по дороге на Варшаву — там не автострада, а обычное двухполосное шоссе, проложенное мимо населенных пунктов. Ну и в самой Варшаве, разумеется, без навигатора трудно разобраться.

content image for: 70002

Автомобиль

Splash — идеальный городской автомобиль, экономичный и шустрый. В России он как-то не очень прижился, а в Европе — совсем не редкость, только известен он там под именем Opel Agila (существует и индийский вариант этого автомобиля — Maruti Ritz). Технические характеристики у всех почти одинаковые. У нас — автомат, бензин, 1,2 литра, 94 л.с. Хозяйка, понятное дело, женщина в возрасте, инвалид 2-й группы, которая эксплуатировала машинку более чем бережно. Плановые ТО, диагностики после сезона. Зимой не ездила, летом только с дачи-на-дачу, как по рельсам. Шаг влево, шаг вправо — ужас-ужас и паника. Автомобиль 2013 года, выезжали из Москвы, на одометре было 40 000 км.

content image for: 70002

Инвалидный автомобиль в России

Для инвалида на автомобиле в России главная льгота — возможность проезда по участкам с запрещающими знаками и бесплатное парковочное место. Самовольное прикрепление желтого значка на стекла карается штрафом в 5000 рублей! Потому что в базе ГИБДД существует специальный государственный «инвалидный» реестр, по которому нарушитель закона быстро пробивается. Право на знак инвалида на авто в России имеют 3 категории граждан: инвалиды 1 и 2 группы, люди, осуществляющие их перевозку, и родители детей-инвалидов любой группы. Для внесения автомобиля в «инвалидную» базу владелец или его представитель обращается в районный МФЦ со справкой об инвалидности и документами на машину. Там его бесплатно регистрируют, вносят автомобиль в реестр, выдают соответствующую справочку — и все. Все законно, лепите значок, пользуйтесь льготами. Как мы узнали позже, в Европе организация этого вопроса практически идентичная. Только значок другой — синенький, и приклеивается он не на стекло, а на заднюю панель автомобиля.

content image for: 70002

Отношение и провокации

На протяжении всего пути, а также по приезду в Нидерланды мы нещадно эксплуатировали бесплатные парковочные места. На заправках, на стоянках, в населенных пунктах — все обошлось без лишних вопросов, без квитанций и штрафов. Однажды, уже в пригороде Амстердама, проезжавший мимо автомобиль-паркон остановился возле нашей машины, чуть постоял и поехал дальше. Опять же — без каких-либо последствий. За въезд на подземные платные парковки, конечно, приходилось платить, как и всем. Но уже внутри мы свободно занимали места для инвалидов, и у местных служб к нам не возникало никаких вопросов. В Европе в таких ситуациях «инвалидкам» необходимо помнить одно правило — ни в коем случае не занимать так называемое «именное», приватное или специализированное парковочное место. Отличить его можно по надписи на самом знаке или по белой табличке под знаком. Имейте в виду: это парковка только для определенного инвалида с удостоверением, приватная или для инвалидов не ходячих. Парковаться здесь нельзя вообще никому, кроме названных личностей. Упаси вас Бог нарушить это правило! Крупные неприятности с владельцем или местными властями обеспечены.

content image for: 70002

Парадокс

Спустя две недели пребывания на чужбине неожиданно обнаружился удивительный парадокс — мы с нашей российской инвалидной наклейкой здесь никому не нужны! То есть абсолютно. А причина в простой бюрократии — наш автомобиль не внесен в голландский (немецкий, польский, белорусский и т.д.) инвалидный реестр. А значок, пусть даже на непривычном для европейцев желтом фоне, понятен каждому. Несколько раз мы намеренно превышали время стоянки — нулевой результат. Голландский (в отличие от немецкого) дядька-паркон даже не вышел из машины — нас нет в реестре, значит выписывать штраф некому! Немец в Германии не поленился, вышел, обошел вокруг автомобиля, долго разглядывал российские номера, раздумывал, наверное, выписать квитанцию или нет, затем вернулся к своей машине, сел в нее и уехал. Общей базы нет. Кому выписывать штраф? И зачем, если его можно не оплачивать? Забегая вперед, с уверенностью можно сказать, что базы нет и общероссийской. Инвалид, скажем, из Перми не может спокойно парковаться на положенных ему местах в Краснодаре. Точнее, может, но рискует встретиться с инспектором, который попросит у него подтверждающий инвалидность документ.

content image for: 70002
Что в итоге? Если вы имеете право на знак «Инвалид», то ничего не бойтесь. Садитесь в свой автомобиль и отравляйтесь путешествовать на нем в Европу — пользуйтесь вашими привилегиями, вопросов к вам не возникнет. Только не наглейте!

Николай Ушанов