пересекла линию | коснулась линии | система отключилась | осталась в полосе | |||||
поворот | горка | поворот | горка | поворот | горка | поворот | горка | |
BMW 5 series | 3 | 6 | 1 | 1 | 9 | 7 | 3 | 0 |
Mercedes-Benz E-Class | 2 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 9 | 15 |
Tesla Model 3 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 18 | 17 |
Tesla Model S | 1 | 12 | 0 | 1 | 0 | 0 | 17 | 5 |
Volvo S90 | 8 | 2 | 0 | 1 | 0 | 4 | 9 | 9 |
Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) — ассоциация очень авторитетная, и часто она занимается нестандартными испытаниями. Это и жесткие краш-тесты с небольшим перекрытием, которые успешно проходят далеко не все автомобили, «заточенные» под тесты Euro NCAP, и оценки прочности крыш, и исследования работы систем предотвращения столкновений. А последний отчет IIHS показал, что полностью доверять электронике пока рано.
Для тестирования IIHS взял пять автомобилей — BMW 5-й серии, Mercedes-Benz E-класса, Tesla Model 3, Tesla Model S и Volvo S90. Каждый из этих производителей вкладывает немало сил и средств на разработку систем, которые в будущем составят полноценный автопилот. Выбор моделей тоже не случайный — именно они заслужили максимальный рейтинг IIHS в категории «автоматическое экстренное торможение».
Однако те испытания проводились на 20 и 40 км/ч, а в новом исследовании порог увеличили до 50 км/ч. И тут выяснилось, что у «Теслы» функция автоторможения на таких скоростях работает только вместе с ACC (активный круиз-контроль), поэтому она просто не затормозит при выключенном круизе! Остальные машины без проблем останавливались при обнаружении препятствия в разных тестах даже при выключенном ACC (активном круиз-контроле). А на реальных дорогах были ситуации, когда радары ACC у Mercedes-Benz и Tesla Model 3 просто... игнорировали внезапно возникающий неподвижно стоящий автомобиль, «привязываясь» к другим движущимся объектам. К тому же, часто бывают ложные срабатывания (особенно — у «Теслы»), а Volvo тормозит слишком агрессивно, что раздражает водителей.
Еще печальнее ситуация с системой удержания в полосе — наряду с ACC и автоторможением она составляет уровень 2 автономного вождения. Хуже всего помощник работает в поворотах, на подъемах и спусках, и тут наглядно все демонстрирует таблица выше — с испытанием блестяще справилась только Tesla Model 3. Так что выводы IIHS неутешительны — нельзя полностью полагаться на электронику, водитель все время должен быть начеку. И уверения, что уже в 2025 году на дорогах будет куча беспилотников, пока кажутся фантастикой.
То, что рано или поздно производители придут к беспилотному автомобилю в его "топовой" версии - полностью независимой от человека-водителя - сомнения не вызывает.
Но вот то, что приведёт их к этому... мне не нравится. Даже если посмотреть выводы IIHS - становится понятно, что промежуточные варианты, которые автопроизводители активно внедряют (и с помощью которых на реальных людях- своих покупателях - отрабатывают, как на подопытных кроликах, эти технологии, собирают статистику) - это ЗЛО. Зло для потребителя - в том виде, в котором эти системы пока существуют. Система, которая вроде бы и автоматизирует процесс управления, но которая требует постоянного контроля со стороны человека... это ЗЛО. Наоборот - это другое дело. Человек управляет машиной, а автоматика контролирует его действия каждое мгновение и готова придти на помощь, исправить ошибку (и то - она всё равно не в состоянии адекватно "соотнести" реальную ситуацию и необходимые действия, ориентируясь в первую очередь просто на физические параметры движения автомобиля). Но, по крайней мере автоматические системы не могут ОТВЛЕЧЬСЯ. Задуматься о своём, задремать... засмотреться на красивый пейзаж. Т.е. всё то, что запросто может отнять внимание у человека, который непосредственно машиной не управляет. А должен КОНТРОЛИРОВАТЬ. Даже управляя машиной человек (это доказано многочисленными тестами) неоднократно отвлекается от процесса на довольно длительные промежутки времени, особенно, когда езда имеет монотонный, равномерный характер.
Поэтому все эти режимы "автопилотирования", при которых человек обязан "держать руки на руле" - по моему личному мнению - настоящая подстава.