В России будет «свой Euro NCAP»

Предполагается, что собственная методика проверки машин позволит снизить смертность на дорогах
Читайте также
Auto article image: 68940
Старая машина или новая: где кузов прочнее (и безопаснее)
Какая же машина на самом деле безопаснее: старая или новая?

Росстандарт разрабатывает национальную методику проведения краш-тестов автомобилей, которая получит название RuNCAP. Об этом «Известиям» рассказали в ведомстве. Помимо натурных испытаний планируется проводить и виртуальные, что в сумме должно существенно повысить безопасность машин на отечественном рынке. Результаты будут публиковаться в специальных реестрах, доступных потребителям. Эксперты полагают, что национальные краш-тесты, несмотря на затраты, позволят существенно улучшить качество техники в России.

Для национальной методики выбрано наименование RuNCAP, что в переводе на русский язык расшифровывается как российская программа оценки новых автомобилей. В ближайшее время появится технический комитет по стандартизации, который и займется разработкой необходимых стандартов и требований.

«Национальная система краш-тестов поможет в решении поставленных перед государством задач по обеспечению безопасности автомобильной техники в нашей стране. Необходимо развивать методику этих краш-тестов, техническую лабораторную базу и соответственно дать возможность отечественным производителям получать доступ к технологиям оценки безопасности своей продукции непосредственно в России», — рассказал «Известиям» глава Росстандарта Алексей Абрамов.

Методика RuNCAP только разрабатывается, но уже точно известно, что она будет включать два базовых испытания (фронтальный и боковой краш-тесты), испытания систем активной безопасности (курсовая стабилизация, системы предотвращения ДТП, адаптивный круиз-контроль и так далее).
Читайте также
Auto article image: 68016
Краш-тест Lada Vesta SW Cross: лучше «Гранты», но хуже седана
«Внедорожный» универсал Lada Vesta SW Cross преодолел фронтальный краш-тест на скорости 64 км/ч по российской методике ARCAP

Для некоторых испытаний из соображений экономии затрат может быть использовано компьютерное моделирование. В качестве основного партнера в реализации проекта Росстандарт видит автомобильный институт НАМИ, который имеет соответствующие экспертные компетенции и испытательную лабораторию.

«Методически оттолкнемся от того, что есть за рубежом, к примеру, Euro NCAP. Посмотрим, можем ли мы эту систему как-то адаптировать и предложить нашим отечественным производителям проводить натурные краш-тесты. Одновременно с этим совместно с НАМИ предусмотрим также цифровые испытания», — уточнил глава Росстандарта.

НАМИ входит в структуру Минпромторга России. «Известиям» не удалось получить оперативный комментарий в министерстве.

По оценкам Росстандарта, на создание RuNCAP потребуется около 3-5 лет. Пока не выработана методика, в Росстандарте не могут сообщить, кто и как будет приобретать автомобили для краш-тестов. Рассматривается возможность автопроизводителей самостоятельно предоставлять свои машины для оценки соответствия безопасности. Если эти требования станут обязательными, то закупать новые машины сможет и Росстандарт как орган надзора: ранее ведомство вышло с инициативой внести изменения в законодательство, позволяющие ему осуществлять мероприятия в форме контрольной закупки. Законопроект в настоящее время находится в Минпромторге. В ближайшее время ожидается его внесение в правительство.

Сейчас в мире лишь несколько развитых стран могут позволить себе проведение собственных краш-тестов. Так, своя методика есть у Евросоюза — Euro NCAP (в числе ее создателей журналисты из автомобильных СМИ). Собственные методики краш-тестов у Австралии (ANCAP), Китая (C-NCAP), Японии (JNCAP), независимого автоклуба ADAC в Германии, в Латинской Америке (Latin NCAP). В США сразу две организации проводят испытания: Национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA) и Страховой институт дорожной безопасности (IIHS).

В России краш-тесты проводятся в автомобильном институте НАМИ при выводе новых моделей на рынок: испытывается фронтальный удар (по правилам ЕЭК ООН No 94) и боковой удар (No 95). Кроме того, сертификация с разрушительными испытаниями нужна при оценке соответствия техники требованиям аппаратуры ЭРА-ГЛОНАСС. Но в развитых странах краш-тесты по правилам ЕЭК ООН считаются устаревшими. К примеру, по этим правилам при лобовом ударе автомобиль бьется в сминаемый барьер с 50-процентным перекрытием на скорости 56 км/ч, этот же удар по системе Euro NCAP проводится на скорости 64 км/ч с 40-процентным перекрытием.

Разницу между такими испытаниями наглядно доказали российские автоэксперты (издание «Авторевю»), основавшие собственную методику ARCAP (во многом повторяет Euro NCAP). Так, в 2005 году удовлетворивший всем сертификационным требованиям автомобиль Lada Kalina после независимого краш-теста смог заработать лишь одну звезду из пяти возможных и набрал 5,6 балла из 16 возможных. Датчики манекена «водителя» Kalina при фронтальном ударе зафиксировали критические нагрузки головы и грудной клетки. В 2017 году краш-тест ARCAP внедорожника «УАЗ Патриот» показал, что при лобовом ударе этой машины из-за уходящей в салон рулевой рейки велика вероятность перелома шеи водителя.

«Безусловно, нужно учитывать, что такие рейтинги, как ARCAP, Euro NCAP и NHTSA, дают более жесткую оценку и более независимую от производителей автомобилей, а следовательно, более справедливую. Потому что все автопроизводители подстраиваются под прохождение испытаний, и как только меняются правила оценки, все показатели безопасности начинают «ползти», — отметил президент Ассоциации автомобильных инженеров Денис Загарин.

Положительно оценивает появление российской системы краш-тестов управляющий партнер консалтинговой компании EURussia Partners Сергей Бургазлиев. «Безусловно, эта методика позволит улучшить безопасность автомобилей, но при условии, что она будет довольно жесткой. Иначе она превратится не более чем в маркетинговый инструмент», — отметил Сергей Бургазлиев.

России необходима гибкая система краш-тестов, которая позволит снизить смертность на дорогах, считает автоэксперт и правозащитник Сергей Ифанов.

«В США ежегодно многомиллионные иски предъявляются автокомпаниям из-за гибели людей по вине некачественной автомобильной техники. В результате местные и иностранные компании лучше всего готовят по части безопасности автомобили для рынка США. Это стало возможно благодаря местной системе краш-тестов — самой жесткой в мире», — пояснил Сергей Ифанов.

Он добавил, что в России никогда не проводились расследования, устанавливающие взаимосвязь между результатами аварий и конкретной машиной, ее особенностями. Однако тот же ARCAP наглядно доказал, что эта взаимосвязь довольно прямая.