Auto article image: 69501

Скандал с недоливом бензина: чем обернулась тайная проверка АЗС

Алексей Кованов, Редактор Авто Mail.ru

Пока одни уверяют, что бензин по 55 рублей — уже реальность из-за недолива на АЗС, другие считают, что российские заправки никого не обманывают. Кто прав?

Напомним, с чего начался спор. Федерация автовладельцев России разработала метод определения недолива топлива на АЗС. На заправку заезжает автомобиль, водитель которого открывает лючок бензобака и заливает нужное количество литров. Однако автомобиль этот — необычный: в багажнике установлена канистра, шланг от которой выведен возле штатной горловины!

Соответственно, сотрудники АЗС не догадываются, что сейчас их проверяет тайный покупатель. Да, на абсолютную точность этот метод претендовать не может. Но, чтобы понять, что тебя обманывают, этого вполне достаточно. В итоге, мониторинг недолива АИ-92 и АИ-95 проводился на 34 АЗС, расположенных на территории 13 субъектов РФ. В ходе проверки активисты ФАР посетили:

  • 5 вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК);
  • 21 федеральную и региональную сеть;
  • 8 мелкосетевых и частных АЗС.

Сколько не доливают?

За недолив принималось расхождение более 1%, между оплаченным и фактически полученным топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС. Недолив среди ВИНКов составил 20%, то есть обмануть автомобилиста пытались всего лишь на одной из пяти заправок, причём разница между оплаченным и залитым бензином составила 1,63% — на уровне погрешности.

Недолив среди федеральных и крупных региональных сетей составил 81% (средний недолив — 4,97%, максимальный — 19,03%). А самое печальное, что обман среди мелкосетевых и частных АЗС замечен на 100% заправок (средний недолив — 5,66%, максимальный — 8,03%). Средний недолив по выборке — 5,05%, а значит, его фактически можно приплюсовать к цене за литр.

Недолив топлива — это не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции. Получается, что некоторые участники рынка фактически продают топливо по более высокой рыночной цене. Вот примеры:
  • АЗС в Краснодарском крае продавала АИ-95 по 44,70 руб./литр, недолив составил 19,03%, и фактически потребитель приобрел топливо по цене 55,21 руб./литр;
  • АЗС в Московской области отпускала АИ-95 по 39,90 руб./литр, недолив составил 12,8%, и фактически потребитель приобрел топливо по цене 44 руб./литр.

Если упростить итоги исследования ФАР, то получается, что крупные игроки бензинового рынка не обманывают своих клиентов. (Для справки: основными вертикально-интегрированными нефтяными компаниями являются «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «ТНК-BP», «Газпром нефть» и «Славнефть».) А вот все остальные не прочь подзаработать на недоливе...

А был ли недолив?

В первую очередь, нужно разбираться, что это за исследование, и как оно было проведено. Что за оборудование замеряло уровень недолива, какие датчики стояли, как они были поставлены. Самое главное – смущает выборка – 34 автозаправки – это очень не репрезентативная выборка, из которой нельзя сделать вывод, что проблема недолива есть по всей стране. Если мы хотим проводить качественное исследование, то выборка должна быть больше и она должна быть совершенно другой
Павел Баженов
президент Независимого топливного союза
content image for: 69501

Но, несмотря на некоторый скептицизм, представитель нефтяной отрасли признал: «Что касается проблемы недолива, то отчасти она, может и есть. И тут продавцов можно понять — после решения правительства заморозить розничные цены на бензин, рынок оказался очень сильно подкошен. Розничную цену заморозили, а оптовая — осталась рыночной».

В итоге, все продавцы бензина вынуждены работать с нулевой или даже отрицательной маржинальностью. И если крупные компании могут перенести прибыль на другие сектора (добычи, переработки), то мелкие, независимые – этого сделать не могут. Поэтому такая ситуация может быть фактором для бизнеса, который вынужден выбирать между плохим и очень плохим решением, и приводить к недоливу топлива
Павел Баженов
президент Независимого топливного союза

Кто виноват?

«С другой стороны, не стоит забывать — все оборудование проходит сертификацию, которая снижает риск недолива топлива, — осторожничает Павел Баженов. — Давать экспертные оценки — насколько проблема недолива распространена, я бы не стал, они очень субъективные. Но могу сказать, что те сети, с которыми мы наиболее плотно общаемся — у них такой проблемы нет».

Для мелких и частных АЗС очень важен каждый клиент, который легко может уехать на заправку крупной нефтяной компании, и которого нельзя будет вернуть. Да, они зачастую поднимают стоимость на 1-2 рубля выше по сравнению с крупными компаниями, но стараются удержать за счет качества топлива и хорошего отношения к клиентам. Плюс, мы незадолго до эксперимента Федерации автовладельцев предлагали сетям отдельно обратить внимание на недолив и исключить его из своей практики
Павел Баженов
президент Независимого топливного союза

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС) Олег Ашихмин вообще заявил «Известиям», что «это частные случаи, а не тенденция сегодняшнего рынка розничной продажи нефтепродуктов»: «К сожалению, то, что выявила ФАР, имеет место. И это является наследием, доставшимся нам от Советского Союза», — отметил Ашихмин.

Владелец автозаправочной станции не заинтересован, чтобы автовладельцу не доливали. Это чаще происходит на уровне оператора, мастера. Я знаю ситуацию изнутри. Знаю, как владельцы компаний уделяют этому большое внимание, этим занимаются службы безопасности. Но там, где есть возможность где-то что-то взять, «наши» люди это делают
Олег Ашихмин
первый вице-президент Российского топливного союза (РТС)

При этом другой функционер РТС, Григорий Сергиенко, признал, что недолив могут допускать и сами хозяева мелких заправок: «Возникла ситуация, когда продавец топлива должен субсидировать продажу клиенту каждого литра бензина. В начале июня мы имели убыток 2-3 рубля [с каждого проданного] литра», — приводит слова Сергиенко РБК.

Как доказать обман?

«Обычный потребитель, к сожалению, сейчас никак не может повлиять на эту ситуацию, — заявил “Газете.Ru” глава ФАР Сергей Канаев. — Доказать что-то на месте, даже если факт недолива очевиден, не получится, да и совет заливать на сомнительных заправках 10 или 20 литров, на мой взгляд, вряд ли поможет. Это точно не будет гарантией от недолива».

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС) Олег Ашихмин также считает, что хищение — даже если автомобилист воспользуется канистрой — труднонаказуемо. Автомобилисту необходимо сразу же сделать претензию оператору станции для того, чтобы они проверили топливораздаточную колонку, а также жаловаться руководству компании.

При этом стоит знать, что, согласно законодательству, колонки АЗС относятся ко второму классу точности и, разумеется, имеют некую погрешность — примерно полпроцента по общему объему долива топлива. То есть около 0,5 литра при заправке 100 литров.

Как решить проблему?

Сейчас проверки качества и количества топлива, которое заливают на АЗС, — прерогатива госорганов. Исправить ситуацию можно было бы, внедрив государственно-общественный контроль... Но тогда придётся разработать методику, которая бы позволила определять количество топлива тайным покупателям. И этим, скорее всего, власти заниматься не захотят.

Впрочем, есть надежда, что обманывать водителей будут реже уже сейчас: «После того как оптовые цены пошли вниз, мы вновь имеем положительную маржу. Подобных предпринимателей по-человечески можно понять: если их вынуждают работать без прибыли, то они продают меньше топлива за ту же цену», — резюмирует вице-президент РТС Григорий Сергиенко.

Алексей Кованов