Штрафная и пробки в новом году

Год сулит автомобилистам много интересного. Штрафстоянки и снятие номеров станут нормой автомобильной жизни, штрафы будут повышены, вернется система штрафных баллов. Вырастет доля иномарок на российском авторынке, а ВАЗ наконец-то выпустит «Калину».

Штрафы повысятся, номера будут снимать, а правила не поменяются. В конце года председатель российского правительства подписал постановление о возвращении штрафстоянок и снятии номеров. «Газета.Ru» подробно рассказывала об этом. Пока, впрочем, штрафстоянки остаются лишь на бумаге – региональные власти должны дождаться выхода тарифных рекомендаций от Минэкономразвития, после чего ввести плату за эвакуацию и хранение транспортных средств. Сделано это будет, скорее всего, к весне. То же самое касается и снятия номеров. Порядок вроде бы есть, но нет регламентирующего приказа МВД. По данным источников «Газеты.Ru» в ГИБДД России, приказ этот появится не раньше февраля – пока же гаишники не знают, как решить проблему пересылки номеров в другие регионы. Так что к весне наряду со штрафстоянками не прошедших техосмотр автомобилистов поджидает сюрприз в виде временного лишения номерных знаков.

Что же до техосмотра, то, вероятно, в конце года гаишников все-таки от него отлучат. Об этом мы рассказывали в материале «Техосмотр без ГАИ». Пока не очень понятно, правда, кто будет проводить осмотр машин и выдавать талоны. Претендуют на это и техцентры, и страховщики, радеющие за безопасность на дорогах. Ясно одно – техосмотр подорожает. Сейчас процедура официально стоит 100–500 рублей в зависимости от региона, а неофициально – $50–150. Видимо, между этими двумя цифрами и стоит искать стоимость техосмотра в частных руках.

А вот правила движения меняться в этом году, скорее всего, не будут. Гаишникам оказалось достаточно того, что с 1 января правила и так чуть-чуть подкорректируют. – «Газета.Ru» рассказывала об этом. Помимо «косметических» правок, в новые ПДД внесено три интересных пункта. Во-первых, на дорогах с тремя и более полосами в одном направлении запрещено движение грузовых машин массой более 2,5 тонн в левом ряду. То есть «Газели» вроде бы не будут мешаться на самых скоростных полосах дорог. Во-вторых, запрещена стоянка на тротуарах. Наконец, в ПДД закрепили право милиции, ФСБ и ФСО воспользоваться транспортными средствами граждан при служебной необходимости. «Газета.Ru» пока не знает, насколько часто будут пользоваться люди с корочками этими правами, но поле для злоупотреблений тут большое... Октябрьская дискуссия в СМИ по поводу понижения скорости движения в населенных пунктах до 50 км/ч сейчас притихла. «Газета.Ru» первой сообщила тогда о желании правительственных чиновников снизить скорость. Но, как выяснилось, проект решено временно отложить – в 2004 году к нему уж точно не планируют возвращаться.

Зато штрафы будут повышаться – это уже вопрос практически решенный. Об этом весь год говорили высшие чины ГАИ, на эту тему высказывался назначенный в середине года вице-премьер Владимир Яковлев – в его обязанности входит руководство комиссией по безопасности движения. Сложно пока дать ответ на другой вопрос – когда же произойдет повышение, или, как это называют в руководстве ГИБДД, «приведение в соответствие с реалиями сегодняшнего дня». По данным «Газеты.Ru», это случится в 2004 году, но уже во второй половине. До президентских выборов никто не собирается вносить этот вопрос в Думу – как раз хватит времени на «согласования в заинтересованных министерствах и ведомствах». Какими будут штрафы – вопрос пока открытый. Источники «Газеты.Ru» даже на условиях анонимности не соглашаются назвать ни одну цифру. Впрочем, из наших материалов «Новые штрафы ожидаются к лету», «Красный свет – прав нет» и «МВД хочет подправить водителей», станет понятно – ужесточение будет серьезное. В планах – повышение размера штрафа в шесть раз, а также лишение прав за проезд на красный свет и превышение скорости более чем на 40 км/ч.

Еще одна «горячая» тема 2003 года – обязательное страхование автогражданской ответственности – получит свое продолжение в году 2004-м. Сама идея ОСАГО, безусловно, благая: шаг от разборок на дорогах к цивилизованному миру. Другое дело, что ее воплощение оказалось далеко не лучшим. Тарифы необоснованно высокие, что отметили не только простые автолюбители, но даже президент России. Судя по заявлениям, страховщики уже нашли резервы для снижения тарифов на 10–15%. Правда, это в основном увидят пенсионеры на старых «Жигулях» – им обещана скидка в 50%. Вероятнее всего, эти поправки будут приняты уже к президентским выборам. Тем более что по срокам они почти совпадают с выездом пенсионеров на дачу – пока многие держат свои любимые «Жигули» и «Волги» в гаражах. Остальным же на пересмотр тарифов вряд ли придется рассчитывать.

Несмотря на растущую стоимость владения автомобилем, желающих покинуть ряды «безлошадных» становится все больше. В частности, рынок иномарок сейчас на небывалом подъеме. Если за весь позапрошлый год в России было продано чуть больше 100 тысяч новых иномарок, то в 2003 году цифра вплотную приблизится к 200 тысячам. Точнее мы скажем примерно 15 января, когда представительства мировых концернов подведут свои итоги. Практически все эксперты уверены – рост на этом не остановится. О том, что нового будет на российском автомобильном рынке в 2004 году, «Газета.Ru» рассказала в материале «Фокусы» високосного года».

В 2004 году ожидается и рост рынка иномарок, произведенных в России. Сейчас у нас производятся Ford Focus, несколько моделей KIA, BMW 3-й серии, есть еще штучная сборка Renault Symbol. В следующем году в этот список добавится большой ижевский проект с KIA Spectra, в Калининграде начнут производство новой «пятерки» BMW а также Hummer H2. Вполне возможно, будут делать в России джипы Chevrolet – Blazer и Tahoe, – а всеволожский завод запустит линию по производству Volvo S40 – шведская марка, как известно, входит в концерн Ford. Особняком стоит СП «GM-АвтоВАЗ». Пока это самый удачный из иностранных проектов в России. Во-первых, никто из прямых конкурентов не догнал тольяттинское предприятие по годовому объему производства – 25 тыс. машин в год. Притом что в плане стояло 35 тыс. – американская часть завода обвиняет в срыве плана ВАЗовских коллег, а руководитель предприятия Джон Милонас сказал, что в его многолетней практике такого еще не случалось. Амбиций у СП достаточно – в нынешнем году они начнут продавать Chevrolet Niva с европейским мотором (Ecotec от Opel) по европейской цене (порядка 12 тыс. евро), а также представят седан Chevrolet Viva – переработанную Opel Astra предыдущего поколения. В производство, впрочем, ее запустят только в 2005 году. И конкурировать ей придется уже с новыми «Фокусами» из Всеволожска и машиной от Renault, которая пока проходит под кодовым именем X90.

Что же до собственно российского автопрома, то при общем росте автопроизводства (по данным АСМ-Холдинга, в 2004 году в России будет сделан миллион легковушек) его доля будет падать. Понятно, что заводы такое положение не радует. АвтоВАЗ планирует в ноябре начать выпуск долгожданной «Калины», ГАЗ устроит фейслифтинг старушке-«Волге», УАЗ обещает новый джип а-ля Toyota Land Cruiser. Насколько эти проекты окажутся жизнеспособными – покажет следующий год. Пока ясно одно – в середине года будет наконец издано постановление правительства, запрещающее выпуск машин, не отвечающих нормам Евро-2. А, значит, прекратится выпуск машин с карбюраторными двигателями. «Газета.Ru» подробно рассказывала об этом в материале «ВАЗ расстается с карбюраторами» Впрочем, многие водители «подсели» на иномарки. И пересаживаться назад в продукцию отечественного автопрома не хотят. Кому не хватает денег на новую машину, приходится покупать «б/у».

Таможенные пошлины на машины «только из Германии» снижаться в 2004 году не будут. Зато появится возможность временного ввоза. Подробнее об этом – в материале «Газеты.Ru» «Пошлины на иномарки отменят на полгода» Теперь о том, по чему будут ездить машины. В 2004 году обещают наконец открыть трассу Чита–Хабаровск. И от Владивостока до Смоленска (а если перемахнуть через границы с Белоруссией и Литвой, то и вовсе до Калининграда) можно будет доехать на машине без перегрузок на железнодорожные платформы. Правда, пока на участке Чита–Хабаровск дорога будет лишь направлением – грунтовкой. Асфальт же сделают только к 2008 году. В наступающем году, ожидается, начнется строительство первой платной дороги Москва–Ногинск. Она станет дублером Горьковского шоссе. Если проект быстро окупит себя, то таких дорог в России станет больше. Тем более что количество автомобилей растет с каждым днем. Из-за этого «Газета.Ru» дает пессимистичный прогноз – московские пробки станут гораздо более жестокими. Уже сейчас наблюдаются заторы на только что построенном третьем кольце. Столичные власти из-за отсутствия средств вынуждены ограничиваться локальными мероприятиями, но никак не коренными, которые помогли бы разгрузить горячие точки.

Так что для москвичей 2004 год пройдет под знаком пробок. Бензин дешеветь не будет. Как и предсказывали специалисты московской топливной ассоциации, за 2003 год литр популярного у нас топлива с октановым числом 92 и 95 подорожал в среднем на 2 рубля (в Москве сейчас литр «92-го» стоит 10–11 рублей, а «95-го» – 12–13). В 2004 году уйдет в прошлое налог с продаж, на 2% снизится НДС, зато вырастут акцизы. Так что цены не упадут. А вот насколько они вырастут, не могут предположить даже в МТА.