Самые крутые троллейбусы в мире

Троллейбусы бывают очень интересными. И сейчас мы вам это докажем.

Самый первый

content image for: 69339

Первый в мире троллейбус придумали в Германии. Идея создания электрического транспорта пришла в голову изобретателю Вернеру фон Сименсу еще в середине XIX века. «Если у меня когда-нибудь появится свободное время и деньги, я хочу построить электромагнитный экипаж, который позволит мне не ходить с «дыркой в кармане», — писал он в 1847 году.

Любопытно, что параллельно идея создания троллейбуса пришла в голову его брату Карлу Вильгельму Сименсу, жившему в Англии. Однако реализовал свою задумку именно Вернер фон Сименс, хотя и сильно позднее.

29 апреля 1882 года в Халензее, который в те времена был пригородом Берлина, на суд общественности была представлена небольшая четырехколесная повозка, которая приводилась в движение двумя электромоторами мощностью 2,2 кВт и питалась от контактной сети напряжением 550 Вольт. Именно таким и был самый первый в мире троллейбус, получивший название Electromoto (или Elektromoto в более позднем написании).

Любопытно, что привычных современному человеку штанговых токоприемников или попросту «рогов» у самого первого троллейбуса не было. Вместо этого снятие тока осуществлялось с помощью так называемой «контактной тележки», катившейся по проводам.

Первая троллейбусная линия протяженностью 540 метров просуществовала очень недолго, проработав с 29 апреля по 13 июня 1882 года. Впрочем, это был чистый эксперимент, который со всех точек зрения оказался успешным.

В дальнейшем тележки, очень похожие на Electromoto, использовали для перевозки различных грузов. А вот первый полностью пассажирский троллейбус появился лишь в начале ХХ века.

Самый высокий

content image for: 69339

В России проект создания троллейбусной линии был предложен еще в 1904-1905 годах инженером В. Шуберским, однако он так и не был осуществлен. А первые полноценные троллейбусы появились лишь во времена СССР в Москве. П

ервая линия от Тверской заставы (район нынешней станции метро Белорусская) до села Всехсвятское (район станции метро Сокол) заработала 15 ноября 1933 года. Позднее, чем в других странах. Зато уже через несколько лет в Москве стали появляться одни из самых необычных троллейбусов — даблдекеры.

В 30-х годах двухэтажные троллейбусы ходили по улицам многих европейских городов. Поэтому в 1935 году советское правительство приняло решение закупить такую технику в Великобритании. Через два года машины производства English Electric Company прибыли в Москву, а уже в 1938 году Ярославский автомобильный завод на их основе создал собственный двухэтажный троллейбус — ЯТБ-3.

Советский троллейбус с цельнометаллическим кузовом базировался на трехосном шасси и имел высоту 4,7 метра. Несмотря на массу почти 11 000 кг, ЯТБ-3 был способен разгоняться до 55 км/ч. Всего троллейбус был рассчитан на 100 человек, причем 72 места были сидячими: 40 на первом этаже и 32 — на втором.

Правда, несмотря на все эти достижения и фантастический внешний вид, особым удобством ЯТБ-3 не отличался. Во-первых, у троллейбуса была только одна дверь, располагавшаяся сзади. Во-вторых, высота потолка на первом этаже троллейбуса составляла лишь 1795 мм, а на втором и того меньше — 1770 мм.

Как следствие, большинство пассажиров не могли ехать стоя, а на верхней палубе регулярно возникали конфликтные ситуации. Наконец, в-третьих, высота троллейбуса требовала поднятия контактной сети на один метр.

А от этого уже начинали страдать водители простых одноэтажных троллейбусов, поскольку «рога» токоприемников регулярно слетали. В итоге ЯТБ-3 просуществовал до начала 50-х годов, а потом был списан. Увы, ни одна из машин до наших дней не сохранилась.

Самый грузовой

content image for: 69339

В послевоенное время троллейбусы в СССР использовались не только для перевозки пассажиров, но и для доставки грузов. Различными экспериментами по созданию грузовых троллейбусов занимались Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ), МАЗ и КрАЗ.

Но, пожалуй, самую интересную и, заодно, и самую большую модель выпустил Белорусский автомобильный завод. Речь о «БелАЗ-7524-792», который обладал массой 20 тонн и был способен перевезти 65 тонн груза.

Правда, если быть уж совсем честным, появившийся в 1964 году «БелАЗ-7524-792» был не совсем троллейбусом, а дуобусом. Помимо электромоторов, здесь был установлен дизельный двигатель ЯМЗ-240Н мощностью 500 л.с.

Предполагалось, что в карьерах этот БелАЗ будет использовать мотор на тяжелом топливе, а в городах — передвигаться, используя контактную сеть. Испытания «БелАЗ-7524-792» на территории Белоруссии продолжались до 1968 года. Однако в итоге был сделан вывод, что переход от одного режима движения к другому вызывает слишком много трудностей, и от серийной реализации многотонного троллейбуса отказались.

Самый подземный

content image for: 69339

А вы знаете, что троллейбусы могут ездить не только по дорогам, но и под землей, как метро? Именно такие «рогатые» ходят между японскими городами Омати и Татеяма. Маршрут проходит через гору Татэ в Японских Альпах (это официальное название гор в центре острова Хонсю!) и изначально обслуживался автобусами. Однако с 1996 года их заменили на экологически чистые троллейбусы, работающие от контактной сети напряжением 600 Вольт и не производящие вредных выхлопов.

Технику для тоннелей изготовило грузовое подразделение компании Mitsubishi. Японский подземный троллейбус интересен не только тем, что идет через гору. Ведь это экскурсионный троллейбус! А еще это — единственная троллейбусная сеть в Японии: в других частях Страны восходящего солнца подобного вида транспорта нет!

Самый современный

Одни из самых современных троллейбусов выпускает швейцарская компания Carosserie Hess AG. Модель LighTram 3 представляет собой трехсекционный пассажирский троллейбус длиной почти 25 метров. Швейцарские инженеры уделили большое внимание снижению массы, поскольку вместе с этим приходит снижение шумности и больший комфорт.

Так кузов LighTram 3 полностью выполнен из алюминия, а масса троллейбуса составляет 24,6 тонны, что не так уж и много для данного общественного транспорта. Во-вторых, троллейбус способен взять на борт 212 человек, причем 60 мест в салоне — сидячие.

Кстати, о комфорте пассажиров тоже позаботились — в троллейбусе установлен кондиционер и дополнительная шумоизоляция. И, конечно же, LighTram 3 — низкопольная модель. То есть пользоваться ей могут и инвалиды, и семьи с колясками.

В-третьих, LighTram 3 приводится в движение двумя электромоторами мощностью 160 кВт и обладает системой рекуперации электроэнергии. То есть эксплуатация такого троллейбуса обходится дешевле обычного. Наконец, диаметр разворота LighTram 3, несмотря на его размеры, составляет лишь 25 метров. Это стало возможным благодаря поворачиваемой задней оси!

А еще многие современные троллейбусы способны передвигаться в автономном режиме! Также существуют так называемые электробусы, которые лишь подзаряжаются на конечных станциях, а в дальнейшем двигаются за счет заряда аккумуляторов. Впрочем, последние — тема для отдельной статьи.