Гоночная атмосфера. Тест Porsche 911 GT3 RS

Porsche 911 серии 991 готовится покинуть конвейер. Прощаемся с ним на 9 тысячах оборотов коленвала!
Гагарин Вадим
Редактор Авто Mail

Этого немца я, вероятно, больше не увижу. Один из топ-инструкторов Porsche, Маттиас Хоффзуммер, уходит на повышение, поэтому перестает возиться с журналистами на трековых презентациях спортивных моделей. С ним я познакомился еще четыре года назад, когда ездил на гиперкаре 918 Spyder, а с тех пор под его руководством намотал немало километров по гоночным трассам. «Пролетаем боксы, видишь надпись AMG впереди на трибуне? Целься туда и тормози, что есть сил!» — напутствует он. Грустно и одновременно символично, так как заканчивается и эпоха «991-го» кузова Porsche 911. Причем самой правильной версией (не считать же за полноценную точку недавний концепт-кар 911 Speedster).

Конечно, я до сих пор помню сумасшедший 911 GT2 RS — для меня это однозначно была машина даже не всего 2017 года, а как минимум последней пятилетки. 700-сильный заднеприводный дикарь, который норовил уехать в забор в каждом повороте, а за какой-то километр пути разгонялся до 280 км/ч, будет жить в сердце всегда. Но ДНК GT-моделей создавалась генетиками из Цуффенхаузена прежде всего для побед на гоночных трассах, для омологации многочисленных «боевых» версий Porsche 911. И новый 911 GT3 RS — это очередная вершина их эволюции.

Хорошая родословная

Вовремя подоспел «донор»! В феврале немцы показали серийный 911 GT3 RS, а в мае выкатили новую версию гоночного 911 GT3 R, которая недавно помогла Porsche одержать победу в престижном марафоне «24 часа Нюрбургринга», чего не случалось уже 7 лет. Следом финишировали парни на Mercedes-AMG GT3 (не зря мы целились в «их» трибуну?) Больше ни одного Porsche в первой восьмерке не было, но особенно обидно за экипаж номер «911», в состав которого входил Кевин Эстре — сначала случился штраф, а потом его напарник в попытке отыграться не удержал машину на масляном пятне и вдребезги расколотил 911 GT3 R незадолго до середины гонки. А ведь именно они выиграли квалификацию и уверенно лидировали до начала неприятностей.

Запомните это имя. Кевину принадлежит фантастический круг по Северной петле Нюрбургринга — 6:56,4! Это на 14 секунд быстрее, чем Mercedes-AMG GT R (раз уж мы заговорили об AMG), почти на 24 быстрее, чем прежний 911 GT3 RS, и всего на 9 медленнее бесконечно мощного 911 GT2 RS! Хотите знать, как это было? Посмотрите онборд. И, если у вас не вспотели ладони и не встали дыбом волосы, то читать дальше эту статью не имеет ни малейшего смысла.

Впечатляет? Очень! Особенно, если заглянуть в характеристики. Атмосферный четырехлитровый оппозит выдает 520 л.с. и 470 Нм — гораздо меньше, чем могучий V10 Lamborghini Huracan Performante и турбомонстр 911 GT2 RS! Но по факту это гоночный мотор GT3 Cup — «сухой» картер, куча масляных насосов, клапанный механизм лишен гидрокомпенсаторов, а титановые шатуны и новый коленвал позволили поднять предельные обороты до 9 тысяч. Степень сжатия — 13,3:1, поэтому лить надо минимум «98-й» бензин. И будьте уверены — даже опциональный 90-литровый бак вы осушите очень быстро.

Все потому, что GT3 RS бьет по нервной системе, как психостимулятор! Хочется «дубасить» по треку без остановки, наслаждаясь будоражащим звоном титанового выхлопа. «Вууууууумм, вуууууумм, вуууууууумм!» — робот PDK при переключениях на разгоне не опустит стрелку тахометра ниже отметки «7», а высокооборотная партия шестицилиндрового оппозита прорывается в кокпит без каких-либо помех (шумоизоляции тут попросту нет). Интересно, что PDK даже в спортивном режиме не сильно бьет по затылку креслом — для трековой машины важны мягкие переключения, чтобы задняя ось оставалась стабильной.

Топливо и правда кончится раньше, чем 911 GT3 RS. Эффективность системы охлаждения такова, что ни разу температура масла не превысила 105 градусов, причем Porsche использует обычный Mobil 1 вязкостью 0W-40. Не перегреваются и тормоза — это касается не только опциональной углеродокерамики, но и базовых чугунных роторов. Последние даже предпочтительнее для машины, которая используется на треке, — их не убьешь за один вылет в гравий, да и стоят диски и колодки дешевле. А еще GT3 RS... неожиданно послушный! Едешь, как на идеально настроенном гоночном автомобиле. И это позволяет работать с трассой, не отвлекаясь на нюансы управления.

GT-мутация

Формульный Нюрбургринг оказался непростым — узким, с множеством среднескоростных связок, где важно и не сбрасывать слишком сильно, но не жадничать и не переборщить. А хорошо знакомая по телетрансляциям и симуляторам конфигурация в реальности встретила высоченными поребриками и кочками. Но 911 GT3 RS все это по барабану! Особенно, если не переходить в спортивный режим работы амортизаторов — чуть «разжатые» справляются с рельефом лучше.

Секрет кроется в шасси и аэродинамике. GT3 RS получил подвеску от GT2 RS. Тут «перевернутые» амортизаторы Bilstein, все резино-металлические соединения заменены на жесткие сферические шарниры, пружины стали значительно жестче, чем у предшественника, а стабилизаторы, наоборот, «смягчили». Принцип — как у гоночного 911 GT3 Cup! Поворотная задняя ось в сочетании с высокой прижимной силой (до 416 кг на скорости 300 км/ч) делает машину очень стабильной в быстрых поворотах. По дорогам общего пользования нам на этот раз поездить не дали, но стоит ждать схожих с GT2 RS ощущений — жесткость на малых скоростях сочетается с потрясающей энергоемкостью на высоких.

Porsche 911 GT3 RS
Porsche 911 GT3 RS с пакетом Weissach

GT3 RS очень похож на GT2 RS и снаружи — у него аналогичное аэродинамическое оперение, а за доплату 1,3 миллиона рублей доступен пакет Weissach с углепластиковой крышей, капотом, багажником, стабилизаторами поперечной устойчивости и подрулевыми лепестками переключения передач. Впрочем, вряд ли вы воспользуетесь последними, ибо работает PDK безупречно. Дополнительно Weissach Package включает в себя колеса из магниевого сплава и обязательный при его заказе пакет Clubsport с полукаркасом безопасности и огнетушителем. Экономит «карбон» около 18 кг, а суммарно 911 GT3 RS на 40 кг легче, чем 911 GT2 RS — масса по стандарту DIN составляет 1430 кг. Можно отказаться и от климат-контроля, музыки и мультимедийного комплекса PCM.

После окончания сессии хочется бить кулаком по замшевому рулю! Как, уже все? Скоростной излом Advan-Bogen, куда надо вваливать на 220 км/ч, с каждым градусом прогрева шин Michelin Pilot Sport Cup 2 становился все менее пугающим — больше интересовали цифры на спидометре перед шиканой NGK. Еще несколько кругов — и в пятый поворот я влетал бы гораздо быстрее (как и надо!), а в связке, названной в честь семикратного чемпиона Формулы-1 Михаэля Шумахера, третья передача сменилась бы на четвертую.

Повидавшая немалое количество гоночных баталий трасса особенно хорошо раскрывается за рулем столь совершенного инструмента. Если за рулем 911 GT2 RS приходится, скорее, постигать саму машину с ее чудовищным крутящим моментом, то «младший» брат мотивирует собирать в лукошко лэптаймера десятые и сотые доли секунды. Вот здесь чуть сильнее срежем поребрик, а тут немного подождем со входом, начнем поворачивать... и газ, газ без промедления, полный газ! Шасси прекрасно справляется с линейной тягой одного из лучших моторов современности. А с третьего квартала для GT3 RS будут доступны и «рекордные» шины Michelin с приставкой R — те самые, на которых ему и удалось выскочить из заветных 7 минут на Нюрбургринге.

Справиться с неминуемым абстинентным синдромом и снова окунуться в гоночную атмосферу помогут 13 109 000 рублей (на 6 миллионов дешевле, чем GT2 RS) — это стартовая цена для российского рынка. И лучше не тянуть с заказом — производственный цикл GT3 RS очень короток, в следующем году появится новый 911. Но еще несколько лет GT3 RS останется самым быстрым Porsche с этим фантастическим мотором. А потом... В Porsche намекнули, что пока не собираются прощаться с двигателем без турбины! Каким же будет новый рекорд?

Боевая классика. Неожиданный тест исторических 911 GT3 RS

Вот это сюрприз — на Нюрбургринг привезли не только новейший 911 GT3 RS, но и всю линейку его предшественников. Конечно, «дубасить» по треку на музейных экспонатах нам не дали, но прокатиться в «лайт-режиме» все же удалось, пусть для этого и пришлось, сломя голову, бегать из одной машины в другую ради нескольких минут возможности прикоснуться к истории.

Первый Porsche 911 GT3 RS (в кузове 996) появился в 2003 году. Сейчас интерьер «996-го» кажется смешным и игрушечным, но тяжелое сцепление, короткоходный привод механики и отсутствие системы стабилизации сразу дают понять: «Не шути со мной, парень!» А динамика у 381-сильного GT3 RS даже по нынешним меркам неплоха — 4,4 секунды до сотни. «996-й» радует своей «прозрачностью» в управлении, его чувствуешь буквально с первых метров движения, причем он не давит характером или экстремальными повадками. Этакий добрый дедушка.

Porsche 911 GT3 RS серии 997 (2006 год) — диаметральная противоположность. Просто черт из табакерки, который напрыгивает на тебя внезапно, чуть что ты сделал не так! Невообразимо жесткая подвеска, «тяжеленный» руль и ярко выраженная недостаточная поворачиваемость на входе в поворот наряду с громогласным мотором мощностью 415 л.с. — гремучая смесь. Не представляю, сколько нужно проехать «боевых» километров, чтобы общаться на «ты» с этим монстром.

Тем неожиданнее тот факт, что обновленная машина, которая дебютировала в 2009-м, намного лучше! Прекрасное усилие на руле, смягченная подвеска и новый мотор 3.8 (450 л.с.) с фантастическим подхватом на 4000 оборотов — вот что вызывает улыбку на лице. А небольшие изменения в аэродинамике и хороший баланс помогли показать и неплохие секунды на «Ринге» — круг он проехал за 7:33.

Этот Porsche по моему глубокому убеждению — самый красивый «911-й» за всю историю. Наслаждаться деталями можно минутами. Часами. Годами. Но лимитированная (600 экземпляров) версия GT3 RS 4.0 — это прежде всего двигатель! Последняя версия знаменитого оппозита, изначально разработанного мотористом Porsche Хансом Мецгером еще для гоночного 911 GT1, победителя марафона «24 часа Ле-Мана» 1998 года, и с тех пор пережившего не одну модернизацию и адаптацию для дорожных машин. 500 сил с 4 литров в дорожной машине и в 2011-м были хорошим «табуном». И пусть высокой надежностью он не славится, но как звучит и как тянет! За насыщенные механическими звуками холостые, хриплый, глухой «кашель» на низах и мощный, напористый тенор в зоне средних оборотов вместе с готовностью ускоряться всегда и везде этому Porsche можно простить все. И даже то, что он стал первым «911-м», который обогнал на Нюрбургринге суперкар Carrera GT.

2015 год. 911 GT3 RS серии 991 ознаменовал наступление другой эпохи, изменение стандарта «RS-моделей». 4-литровый мотор мощностью 500 л.с. — полностью новый, с непосредственным впрыском. Коробка передач — исключительно робот PDK. Все подчинено скорости — углепластик, магниевые сплавы, широкий кузов с кучей функциональных отверстий, огромное регулируемое антикрыло. Но на Северной петле он оказался всего на 7 секунд быстрее, чем прежний GT3 RS 4.0 (7 минут 20 секунд), а вдобавок не слишком умело играл на струнках души. От этой машины хочется большего, чем скучного поведения на треке и громкого рева, заполняющего салон. Но, как мы теперь знаем, это была всего лишь заготовка для будущего шедевра...