Auto article image: 69157

Электричество и мы: несколько интересных фактов

Денис Смольянов, Главный редактор Авто Mail.ru

Официальные представители Евросоюза несколько дней назад на полном серьезе заявили, что дизели это «технология прошлого» и они «are finished»

Почти одновременно с этим заявлением Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало 141-страничный доклад о ситуации с экологически чистым транспортом в мире. И вот что мы из него узнали.

1

По количеству электромобилей на душу населения безусловное лидерство за Норвегией. В прошлом году в этой стране 39% продаваемых автомобилей были электрокарами или подзаряжаемыми гибридами (в результате сейчас 6,4% всех машин в Норвегии — электрические). На втором месте идет Исландия — 11,7%, а на третьем Швеция — 6,3%. Также в пятерку вошли Нидерланды (2,7%) и Финляндия (2,6%).

Доля продаж экологически чистых машин в Китае составляет уже 2,2%. При этом нужно иметь в виду, что именно Китай является самым крупным по объему продаж рынком электрокаров. Здесь продается более 40% (!) всех электромобилей! А еще не забывайте про электрические мотоциклы и скутеры. В прошлом году их было продано аж 30 млн штук! Большинство — в Китае.

Продажи электрокаров (без подзаряжаемых гибридов) в мире в 2017 году
2

В 2017 году впервые в истории было продано более 1 млн электромобилей и подзаряжаемых гибридов. А общее количество таких авто уже 3,1 млн. Конечно, пока это мало по сравнению с бензиновыми и дизельными машинами. Но обратите внимание, с какой скоростью растут продажи этих машин — в прошлом году было плюс 56%.

content image for: 69157
3

По прогнозам экспертов, в 2030 году (то есть через 12 лет) количество электромобилей и подзаряжаемых гибридов достигнет отметки 125 млн штук. При этом речь идет о «пессимистическом» сценарии. Согласно оптимистическому, их будет 228 млн, причем на электромобили придется 130 млн, а на подзаряжаемые гибриды — еще 90 млн. А доля продаж экологически чистых машин в Европе и Китае достигнет отметки 20-25%.

Что касается мотоциклов и скутеров, то, по прогнозам, в 2030 году 39% из них будут иметь электродвигатель.

Одновременно с ростом числа электрокаров ожидается и стремительное развитие инфраструктуры. К 2030 году количество зарядных точек превысит количество электромобилей на 10%. Для сравнения, сейчас даже в Норвегии одно общедоступное зарядное устройство приходится на 19 электромобилей, а в Швеции — на 12 (не учитываются точки в частных домах). Хотя, например, в Японии уже сейчас на 7 электромобилей приходится 1 общедоступная зарядная станция.

content image for: 69157
4

Рост спроса на электромобили может привести к резкому повышению цен на ряд полезных ископаемых. В первую очередь на литий и кобальт. Прогнозируется, что спрос на кобальт может вырасти в 10-25 раз! При этом нужно иметь в виду, что около 60% всего кобальта добывается в Демократической Республике Конго, которая не отличается стабильностью, а 90% мощностей по переработке этого вещества контролируется Китаем. Только за последние два года цена на кобальт выросла почти в пять раз!

content image for: 69157
5

Главная причина покупки электромобилей частными лицами — это стимуляция со стороны государства (налоговые льготы, компенсации и пр). Результаты опроса показывают, что в Норвегии большинство покупателей выбрали электрокары как раз из-за налоговых льгот. А если власти их отменяют, то продажи электромобилей обычно резко снижаются.

Еще одним фактором роста продаж электромобилей являются государственные закупки. Например, в Канаде в 2030 году 75% машин, которые используются на госслужбе, должны быть экологически чистыми.

Третий фактор: власти принудительно заставляют перевозчиков пересаживаться на электромобили. Например, в китайском городе Шэньчжэнь сейчас все автобусы с электрическим приводом (и скоро на электротягу будут переведены такси). Правда, пока это единственный крупный город в мире, который перевел весь общественный транспорт на электричество.

6

Срок службы литий-ионных аккумуляторов сейчас составляет около 175 тысяч километров пробега.

В настоящий момент стоимость батареи в среднем равна $274 за 1 кВт⋅ч. Однако по мере роста мощности самих батарей и увеличения их производства стоимость одного киловатта будет снижаться до $155. К тому же эксперты надеются, что к 2030 году на рынок выйдут аккумуляторные батареи нового поколения, которые будут гораздо эффективнее и дешевле существующих.

Стоимость батарей для мотоциклов и скутеров также должна снизиться в ближайшие 10 лет на 50-60% (сейчас $240-550 за кВт⋅ч в зависимости от типа и модели, обычно используют батареи мощностью от 1,5 кВт⋅ч до 4 кВт⋅ч.).

7

Где больше всего электромобилей в мире

Денис Смольянов