Московский транспорт сравнили с европейским

Гринпис увидел проблемы с безопасностью движения и воздуха в столице.

Москва оказалась среди лидеров европейских городов по «доступности инфраструктуры» общественного транспорта: об этом говорится в исследовании, подготовленном немецкими учеными по заказу «Гринписа». При этом в документе отмечается низкое качество столичного воздуха, а также проблемы с безопасностью дорожного движения. В мэрии Москвы с выводами не согласились: авторы использовали, в частности, данные о несуществующих ценах за парковку и некорректную методологию.

content image for: 69043

Вуппертальский институт климата, окружающей среды и энергетики (Wuppertal Institute for Climate) по заказу «Гринписа» представил исследование экологически устойчивой мобильности в 13 крупных европейских городах. Из них Москва — самый густонаселенный и крупнейший город, говорится в рейтинге (текст есть у «Ъ»), который составлялся в том числе по критериям доступности общественного транспорта, безопасности дорожного движения и качества воздуха. Первое место в общем рейтинге занял Копенгаген, последнее — Рим, Москва заняла предпоследнее место, в частности, из-за низкого качества воздуха и среднего уровня по критерию «безопасность дорожного движения».

Рейтинг доступности инфраструктуры городов

Что происходит с безопасностью движения в Москве

В исследовании используются данные за 2016 год: тогда в Москве было зафиксировано 232 аварии со смертельным исходом для пешеходов — это больше, чем в других городах рейтинга сообщают авторы. «На каждые 10 тыс. поездок на велосипеде приходилось 92 аварии и 5 аварий на 10 тыс. пешеходных прогулок, — сказано в исследовании. — Высокая доля велосипедных аварий и смертельных случаев с участием пешеходов вызваны враждебной средой для ходьбы и езды на велосипеде».

Вместе с тем Москва оказалась среди лидеров по качеству сети общественного транспорта наравне с Парижем, Веной и Будапештом (первую строчку по этому критерию занял Цюрих). Авторы исследования отмечают доступность этого вида транспорта для москвичей, но говорят об «отсутствии широкой сети», что «способствует высокому использованию личных автомобилей». Несмотря на то что в Москве есть прокат велосипедов, их число (примерно 3,8 тыс.) слишком мало для города с таким размером и населением.

В «Гринписе» обращают внимание, что Москва инвестирует в расширение метрополитена, что увеличивает доступность общественного транспорта. Также говорится о распространении опыта каршеринга как способа сдерживания использования личных автомобилей. Среди мер, которые могли бы принять столичные власти для улучшения ситуации, ученые упоминают необходимость снижения скорости движения на территории города, создания специализированной инфраструктуры для велосипедистов.

По критерию «управление мобильностью» Москва оказалась в середине рейтинга, заняв пятое место. Столица, по оценкам «Гринписа», оказалась самым перегруженным городом в рейтинге — время в пути здесь увеличилось из-за заторов на 44%. «Чтобы отойти от чрезмерной моторизации, Москве необходимо сделать поездки на общественном транспорте доступными, надежными и привлекательными», — говорится в исследовании.

В «Гринписе России» подчеркивают успехи российской столицы в рейтинге, отмечая при этом, что лидеры (в частности, Копенгаген) — это города, инфраструктура которых строилась под пешеходов и велосипедистов. «Велосипеды могут стать полноценным видом транспорта, — поясняет эксперт организации Василий Яблоков. — В Москве уже идет развитие велопроката, но инфраструктура и безопасность передвижения на велосипеде оставляет желать лучшего. Также одна из больных точек Москвы — это данные: очень сложно найти статистику».

Как оценили в «Гринписе» состояние воздуха

В качестве подтверждения плохого качества атмосферного воздуха в документе приводятся среднегодовые значения содержания диоксида азота (66,910 мкг/м3), а также взвешенных частиц (PM10 и PM2.5: 46,770 мкг/м3 и 28,63 мкг/м3, соответственно), что «выше стандартов ВОЗ». Возможными причинами низкого качества воздуха в Москве в «Гринписе» называют высокое количество автомобилей, также рост числа автомобилей на углеводородном топливе (бензин и солярка).

По данным ВОЗ, основными источниками взвешенных частиц в московском воздухе (среди которых сульфаты, нитраты, аммоний) являются отопление в домах, промышленность и дорожное движение. Среди негативных последствий их воздействия на здоровье человека в ВОЗ выделяют респираторные, сердечно-сосудистые заболевания и рак легких.

Что думают про рейтинг столичные власти

В столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) «Ъ» заявили, что за данными к ним никто не обращался, но пообещали их предоставить, если такие обращения поступят.

Несмотря на то что Москву оценили достаточно высоко в рейтинге и такие крупные города, как Париж, Рим и Лондон, остались позади столицы, у нас есть много вопросов относительно методики подсчета данного исследования.
ЦОДД

«Так, например, в исследовании указана стоимость одного часа парковки в Москве около 400 руб. Таких цен на парковки на улично-дорожной сети в Москве нет. Средняя цена платной парковки в Москве составляет 90 руб.».

Кроме того, отмечают в центре, в общемировой практике для оценки безопасности движения используется понятие социального риска, в рамках которого определяется показатель погибших в расчете на 100 тыс. жителей: в Москве он составляет 4, что сравнимо с крупными городами Германии. «Хотя Москва самый безопасный город в РФ, правительство Москвы считает, что в соответствии с указом президента РФ по стратегическим задачам и целям нужно стремиться к нулевой смертности от ДТП на дорогах Москвы (ранее правительством была принята соответствующая стратегия. — “Ъ”), — отмечают в ЦОДД. — Вместе с тем мы считаем, что сравнивать Москву и, например, Рим неправильно. Так как количество жителей Москвы превышает количество жителей Рима более чем в четыре раза, а Вены — как минимум в шесть. Таким образом, данные города несопоставимы».

Что касается экологии, что в ЦОДД заметили, что город делает «большой вклад в популяризацию экологичного вида транспорта», закупая современные трамваи, тестируя электробусы. «Даже не все крупнейшие города Европы и Америки четко зафиксировали программу полного перехода на электрический транспорт, Москва это уже сделала, приняв постановление правительства о полном отказе от закупок дизельных автобусов с 2021 года, — заметили в центре. — Таким образом Москва по показателю электрического городского транспорта будет одним из лидеров среди мировых мегаполисов».

В департаменте природопользования Москвы также указывают, что «в исследовании сравниваются 13 городов, размеры и население которых в ряде случаев отличаются в разы»: «И если сравнение Москвы с Лондоном и Парижем логично, то появление в нем, к примеру, Брюсселя (1,2 млн жителей), Цюриха (400 тыс.) и Будапешта (1,7 млн) по меньшей мере выглядит странно».

«В исследовании имеются признаки тенденциозности в выборе исходных данных, что и определило рейтинг столицы РФ», — сказали «Ъ» в департаменте, отметив, что «используемые в отчете данные не соответствуют среднегодовым концентрациям по Москве».

Так, приведенная в исследовании концентрация диоксида азота (66,91 мкг/куб. м) — «абсолютно максимальная среднегодовая концентрация, зафиксированная на станции мониторинга “Н. Масловка”, расположенной вблизи автотрассы», а среднегодовые концентрации взвешенных частиц в исследовании не совпадают с официальными данными, говорят в департаменте. Столичные чиновники отмечают, что «данные экологического мониторинга демонстрируют долгосрочную динамику постепенного снижения содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ», а фиксируемые в городе «концентрации диоксида азота соизмеримы с Прагой, Берлином и Парижем».

При этом в департаменте природопользования признают, что «основным источником выбросов является автотранспорт», в связи с чем в Москве реализуются мероприятия, направленные на снижение выбросов от автомобилей: «Если в 2010 году только 30% автотранспорта соответствовало стандарту Евро-4, то к 2018 году в парке Москвы 62% автомобилей соответствует по экологическим требованиям Евро-4 и Евро-5. Фактически, в городе уже действуют зоны с ограничением въезда транспортных средств с определенным экологическим классом двигателей».

Ольга Никитина, Иван Буранов.