Тест вездехода «Ласка» — неизвестного героя войны

Юрий Урюков, заместитель главного редактора @Авто
17 ноября
Lada (ВАЗ) Granta 1.6 MT 106hp
приятная внешность.много свежих нововведений.в максимальной комплектации есть все необходимое для удобства.лично мне машина понравилась.
4.5
19 ноября
Kia Rio 1.6 AT
Покупали автомобиль в 2018 году в начале года с пробегом 43 000 км с помощью компании Автоподбор 77. С тех пор накатали уже более 10 000 км и мног...
4.5
Все отзывы
8 мая 2018 10:03, Статьи
Любимый советскими шоферами грузовик — не единственная модель Studebaker. Самая интересная военная машина американской фирмы — вездеход M29 Weasel, который выручил союзников в Арденнах, воевал в Индокитае и даже засветился на Олимпийских играх

В одну реку нельзя войти дважды, но немцам во Второй мировой это почти удалось. В 1940-м внезапный удар Вермахта через «непроходимые» Арденнские горы поставил на колени Францию и едва не привел к полному уничтожению британских экспедиционных сил у Дюнкерка. Спустя четыре года кровью истекала уже Германия, однако под раздачу здесь же, в Арденнах, попали наступающие американцы с англичанами. С отчаянием обреченных гитлеровские танковые части смяли союзников, прорвав фронт на глубину до 100 км.

M29 Weasel по ленд-лизу официально в СССР не поставляли. Тем не менее, есть сведения, что Красная Армия такие вездеходы тоже использовала

На дворе стоял декабрь, без того немногочисленные горные тропы превратились в месиво. Оттесненные на лесистые склоны войска так вообще оказались на полном бездорожье — к ним зачастую не могли пробиться даже знаменитые «Виллисы». Фиаско колесных джипов стало звездным часом вездеходов с романтичным именем Weasel (ласка, горностай). Юркие гусеничные машины носились по раскисшей целине аки по суху, обеспечивая снабжение боеприпасами, медикаментами и продовольствием, вывоз раненых, попутно выдергивая застрявшую технику вместо тягачей. Не будь этой «скорой помощи», кто знает, чем бы закончился предсмертный выпад Германии.

Он мог служить в спецназе

Как и многие гениальные вещи, «Ласка» получила путевку в жизнь случайно. В 1942 году британский журналист Джеффри Пайк, известный чудаковатыми изобретениями (это он придумал гигантский авианосец «Хаббакук» изо льда и древесных опилок), активно развивал проект «Плуг». Суть идеи заключалась в подготовке автономных элитных войск, которые могли бы десантироваться в тыл немцам, вести бой в условиях полного бездорожья и атаковать стратегические цели вроде нефтяных месторождений. Мобильность партизанского спецназа Пайк планировал обеспечить компактными и очень проходимыми транспортерами-снегоболотоходами.

В современной России раритетный вездеход можно поставить на учет в Гостехнадзоре, но доступ на дороги общего пользования гусеничной машине закрыт

Командование союзников поначалу втянулось в авантюру: дебютную высадку запланировали на ледник в оккупированной Норвегии, в Америке и Канаде начали набор солдат в первое спецподразделение — «Черные дьяволы». Со временем интерес к «Плугу» поутих, диверсантов отправили на фронт в Италию, а гусеничной машиной Пайка заинтересовалась фирма Studebaker. Судя по всему, на этот раз проект Джеффри оказался рабочим, и американские инженеры быстро довели его до «железного» воплощения. Под занавес 1943 года прототипы Т15 и T24 успешно прошли испытания, машину приняли на вооружение армии США под обозначением М29 Weasel (существовал еще двухместный М28 с другой компоновкой).

30 лет до дембеля

Интересно, что даже в базовом варианте «Ласка» умела плавать, пусть недалеко и медленно. Поэтому мореходные качества транспортера развили в модификации M29C Water Weasel, навесив на корпус спереди и сзади водоизмещающие поплавки. Выглядела машина неказисто, но со своими задачами справлялась, отметившись чуть ли не во всех главных операциях союзников на завершающем этапе Второй мировой. Высадка в Нормандии, Арденны, борьба с японцами за Окинаву и Иводзиму... Везде M29 Weasel оказывался к месту.

Во время загрузки произошла ошибка.В мирной обстановке M29 Weasel позволяет откровенно наглеть, останавливаясь на склонах или в трясине, а потом трогаясь вновь как ни в чем не бывало. Главное — выбрать правильную передачу в трансмиссии

Универсальность транспортера обеспечила ему довольно долгую по меркам военной техники карьеру. Выдержав год в пекле самой страшной войны человечества, «Ласки» остались в строю и расползлись по миру. Часть вездеходов попала в Индокитай, где французы превратили их в подвижные пулеметные точки для борьбы с повстанцами. Американцы применяли M29 в Корейской войне. Канадцы отправили Weasel служить в Арктику. Лишь к концу 50-х годов «Ласки» потихоньку начали списывать на гражданку. Так, известно о 25 M29 Weasel, задействованных при проведении восьмых зимних Олимпийских игр 1960 года в Скво-Вэлли (штат Калифорния). Французская Жандармерия использовала «Ласки» вплоть до 1970 года, а в Заполярье отдельные экземпляры встречались и позже.

Бегом по минному полю

С виду в M29 геройского не больше, чем в Лунтике из детского мультфильма. Простая до примитивности машина. Кузов напоминает лоханку, в которой деревенские бабушки стирали белье. Путь освещает единственная фара-искатель. Крышу заменяет грубый тент на хлипком каркасе. А «печку» — установленный справа от водителя автомобильный двигатель. Жарит он, к слову, неплохо. По словам владельца, при опущенных пологах мягкого верха в «Ласке» терпимо переносится мороз в минус 20 градусов.

Транспортер с мягким тентом безоружен, хотя на другие «Ласки» ставили пулеметы, огнеметы и даже безоткатные орудия

Но в этой незатейливости — залог надежности. Те же немцы горазды были на инженерные выдумки, которые в российских полях обернулись кошмаром армейских ремонтников. А в Weasel ломаться нечему. Не поверите, но конкретно эта машина дожила со Второй мировой войны до наших дней в оригинальном состоянии, даже фирменный огнетушитель сохранился! Запас прочности так велик, что музейный раритет регулярно выбирается на внедорожные покатушки с современными вездеходами, не требуя взамен сложного и дорогого обслуживания. «Ласка» не подвела ни разу, всегда возвращалась домой своим ходом.

Другое дело, такие выезды чаще происходят зимой. И вскоре я на собственной шкуре понял — почему. Дверей в кузове «Ласки» нет, внутрь ныряешь в щель между бортом и тентом, опираясь на грязную гусеницу. Прямо на железном полу — три «пуфика» со спинками на манер детских стульчиков. Сидушки на ощупь мягкие и довольно толстые, но в движении это не спасает. На грунте подвеска опорных катков на поперечных рессорах трясет немилосердно. Ощущаешь себя в толпе уличных хулиганов, бесконечно пинающих тебя ногами. И укрыться негде — кругом железо. Бойцу посередине приходится беречь себя от контакта с острыми углами радиостанции, крайних же пассажиров забрасывает ошметками глины и вонючей жижей с гусениц. Ветер продувает «салон», но запах бензина и выхлопных газов все равно навязчиво лезет в нос. Лязг и грохот оглушают. И ладно ты целый, но как такие пытки выдерживали раненые?..

Люди для транспортера — лишь одна из разновидностей груза, которой необходимы стулья. Для прочей поклажи тут же на полу предусмотрены такелажные петли

Зимой, когда кругом перина из белого снега, десанту и правда должно быть чище и мягче. Глубина покрова значения не имеет — проходимость у «Ласки» фантастическая. Транспортер берет 100-процентные уклоны и не тонет в вязкой трясине, которая на наших глазах засосала квадроцикл. Говорят, на войне почти двухтонный M29 Weasel спокойно гонял даже по минным полям — низкое давление на грунт не вызывало срабатывания противотанковых зарядов. Правда, так умели, прежде всего, доработанные машины, как наш экземпляр, с шириной траков 510 мм: первые 2103 (из порядка 16 тысяч построенных) имели 380-мм гусеницы, риск подорваться повышался. Притом противопехотных мин боялись оба варианта — резинометаллическая гусеница не выдерживала такого насилия.

Верхом на рычагах

На месте механика-водителя — очередной сюрприз. Вроде бы мистер Пайк задумывал «Ласку» для спецназа, а получилась удобная в управлении машина для простых парней. Чем-то это напоминает советский подход, когда военную технику рассчитывали на массового призывника: пару дней в учебке — и в бой.

Внутри M29 Weasel похож на трактор, но усилия на рычагах и педалях автомобильные, легковые

Тесновато, правый бок печет раскаленный кожух мотора, зато с выбором траектории ноль проблем. Перед тобой два рычага: какой потянул на себя, туда и поехал. В длину M29 Weasel всего 3,2 м, поэтому транспортер ужом вьется между деревьями, узкие места машину не смущают. И здесь открытый кузов только в плюс, ведь он дает почти абсолютную обзорность. Тентом закрыт разве что вид назад, но перегнулся через борт — и зеркала не нужны. Остальной инструментарий также элементарен: рукоятка фары-искателя да стандартные циферблаты спидометра, амперметра, вольтметра, указателя запаса топлива...

Расположены приборы вроде бы странно — под правой рукой. Но в этом тоже есть логика, потому что перед глазами водителя повесили кое-что поважнее: схему работы трансмиссии. Педалей у «Ласки» две, но это не намек на коробку-автомат. Здесь нет ножного тормоза, чтобы остановить машину, надо потянуть на себя оба «рулевых» рычага. Справа на полу газ, слева сцепление, между ног — два миниатюрных (эх, как бы не погнуть) переключателя. Один врубает понижающую передачу, второй управляет трехступенчатой механикой. Грамотно обращаться с ними — основное умение водителя M29 Weasel.

Топливный бак в носу «Ласки» вмещает 130 л бензина, которых хватает примерно на 270 км

На «Ласки» ставили шестицилиндровый 2,8-литровый карбюраторный мотор Studebaker Model 6-170 Champion мощностью 70 л.с. Этот двигатель раскочегаривает транспортер до 58 км/ч, но скромная отдача заставляет тщательнее подбирать тяговый режим, особенно в вязкой грязи или на крутом подъеме. Ошибся, заглох, остановился — считай, погиб. Брони у «Ласки» нет, вооружение также монтировали не всегда, поэтому спасение гусеничного малыша — в постоянном движении. Так он и жил в хлопотах по всему свету.

И пусть на этот «Студер» не ставили пусковые установки «Катюш», M29 не штурмовали Берлин и не брали Рейхстаг, свой вклад в победу над Германией и Японией машины-труженики внесли честно. Давайте помнить об этом.

Благодарим Военно-техническое общество за предоставленный вездеход M29 Weasel и помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на новую рассылку Mail Авто, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
46
Шестаков Игорь
Как я понял этот экземпляр вездехода из музея на Поклонной горе. с выставки "Моторы войны".
СсылкаПожаловаться
Капитан Немо
Реальной проходимостью по бездорожью обладает только гусеничный движитель.
В СССР надо было выпускать вот такой гусеничный транспортёр, а не Луазы, пригодные только для театрализованных выступлений.
СсылкаПожаловаться
Адар-Дан Монгуш
Историю учить надо. Потом говорите. Извините.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Mail Авто