Auto article image: 68655

Евро по 100 рублей. К чему готовиться водителям?

Тимофей Исаев

Чего стоит ждать автомобилистам в случае дальнейшего падения российской валюты?

6 апреля 2018 года американские власти ввели экономические санкции в отношении российских компаний, а в понедельник 9 апреля случился настоящий обвал на бирже, рубль начало лихорадить. Всего за несколько дней курс национальной валюты просел по отношению к евро и доллару и потерял почти 10%. И в итоге 11 апреля 2018 года за один евро на бирже давали уже 80 рублей, а за один доллар — 64 рубля. Такого не было с 2016 года.

content image for: 68655

Впрочем, эксперты предупреждают: это — далеко не предел. Во-первых, США могут ввести новые санкции против РФ. Сейчас в базе документов конгресса имеется законопроект, предусматривающий полный запрет на любые финансовые операции, связанные с госдолгом России. Принятие документа неизбежно отразится и на российской валюте. Во-вторых, нынешний пакет санкций был принят на фоне относительно высокой цены на нефть. Баррель нефти Brent в настоящее время стоит более 70 долларов, в то время как в том самом 2016 году за бочку «черного золота» предлагали 30. Наконец, в-третьих, ситуация, когда курс евро превышал 100 рублей, уже была в декабре 2014 года. Правда, это был кратковременный момент, а потом стоимость валюты начала снижаться. Тем не менее, подобная ситуация запросто может повториться. Особенно, если учесть, что за прошедшие несколько лет в России не было проведено кардинальных реформ в экономике, зато были потрачены имеющиеся резервы.

Поэтому наш сегодняшний материал — это вовсе не «паникерство», а вполне реальный сценарий. Предлагаем вашему вниманию несколько самых вероятных событий, которые произойдут, если российский рубль продолжит падение.

1

Новые автомобили резко подорожают

content image for: 68655

Самое очевидное последствие, которое ждет россиян в случае дальнейшего обвала рубля, — рост цен на новые автомобили. Именно так было во время предыдущего витка кризиса. Сначала в декабре 2014 года случился так называемый «хапун» — люди бежали в салоны и скупали все подряд. Но уже в январе 2015 года рынок рухнул, поскольку автопроизводители переписали ценники в соответствии с новыми курсами валют. Если за евро будут давать 100 рублей, а за доллар — 80, то нас ждет повторение той же истории, но уже без «хапуна», потому как былых сбережений у народа просто нет.

Самая популярная иномарка на российском рынке, Kia Rio, стоит от 694 900 рублей без учета скидок, то есть примерно 8 965 евро. Представим, что курс евро вырос с 80 до 100 рублей, то есть примерно на 25%. Это означает, что Kia Rio должна подорожать минимум до 10 758 евро или 826 775 рублей. И это мы говорим о стартовой цене!

Никакого восстановления доходов [населения] не было. В течение 4 лет они либо снижались, либо стояли на месте. Люди залезали в кредит, чтобы приобрести автомобиль. Дальнейшее падение курса рубля ударит по реальному потребительскому спросу со всеми вытекающими последствиями. Потребление сместится в более низкий сегмент, рынок останется вялым. Ситуация в экономике в целом хуже, чем она была перед предыдущими кризисами, например, в 2014 году.
Владимир Левченко
финансовый аналитик, ведущий радиостанции Business FM

Кстати, если вы думаете, что кризис никак не затронет российских автопроизводителей, вы ошибаетесь.

Российский автомобильный рынок сильно зависит от импорта — как расходных материалов, так и запчастей и компонентов. Даже Lada Vesta наполовину состоит из импортных комплектующих. Многие автопроизводители даже рекомендуют импортные масла и жидкости. С этим невозможно что-то сделать быстро. Автомобили — это самая импортозависимая отрасль.
Петр Шкуматов
координатор движения «Синие ведерки»
2

Из России уйдет несколько марок

content image for: 68655

Ассортимент моделей явно поредеет. Более того, часть автомобильных марок вообще покинет Россию так же, как это произошло несколько лет назад! Ведь продавать машины в России просто станет невыгодно. Причем в первую очередь речь идет о компаниях, которые реализуют в нашей стране так называемые «настоящие иномарки».

Уже сейчас можно предположить «кандидатов на вылет»: почти все китайские бренды, марки Chrysler, Jeep, SsangYong, FIAT, Honda, Suzuki, Cadillac и пр.

[Уход автомобильных компаний] может быть связан с санкциями. Такого нельзя исключать. Пока решения не приняты, однако смысл очень простой: чем меньше компания, чем больше её издержки при работе на нашем рынке, тем меньше ей смысл здесь находиться. Ну поработают себе какое-то время в убыток, и уйдут. Volkswagen и Toyota, наверное, не уйдут. А более мелкие — вполне себе могут пойти на этот шаг.
Владимир Левченко
финансовый аналитик, ведущий радиостанции Business FM
3

Мы полюбим велосипеды

content image for: 68655

Наши люди часто шутят, что бензин в России дорожает независимо от стоимости топлива и курсов валют. Только если в обычных ситуациях бензин, как правило, дорожает плюс-минус на величину инфляции, то при скачке курса доллара рост оказывается куда более стремительным. Это происходит потому, что нефтяники стараются компенсировать свои потери на внутреннем рынке. Если верить «Росстату», стоимость литра бензина АИ-92 в рознице составляет примерно 38 рублей, АИ-95 — 41,1 рубля, а дизельного топлива — 40,99 рубля. Но еще до падения российской валюты эксперты уже прогнозировали новый рост цен на топливо.

Если бензин сильно подорожает, это скажется не только на автомобилистах — вырастут и тарифы на общественный транспорт. И в такой ситуации велосипед как способ передвижения по городу действительно станет выгодной альтернативой.

4

Гаражный сервис вернется

content image for: 67040

А вот тем, кто никак не может отказаться от автомобиля, придется экономить по-другому. Например, на обслуживании. Не секрет, что целый ряд простых операций вроде замены масла или колодок, автомобилист может выполнить самостоятельно. Конечно, такие действия потребуют определенных навыков. Но, во-первых, этому можно научиться, а во-вторых, информация о том, как нужно обслуживать машину, доступна в интернете.

Если курс евро вырастет до 100 рублей, а доллара до 80, то самостоятельный ремонт и обслуживание авто будет набирать популярность. Ведь СТО тоже автоматически поднимут свои расценки.

5

Рост мелкого криминала

Читайте также
Воровство фар и рулей: как бороться с «раздеванием» автомобилей
Чтобы заработать на автокраже, не обязательно угонять автомобиль. Часть воров предпочитает с лёгкостью снять с него дорогостоящие детали

Еще одним последствием проседания рубля может стать увеличение случаев воровства различных запчастей с автомобилей. В данном контексте можно спрогнозировать две тенденции. В «богатых» регионах вроде Москвы и Санкт-Петербурга, скорее всего, под удар злоумышленников попадут владельцы дорогих автомобилей. Преступники будут охотиться за лакомыми запчастями премиальных моделей, которые потом можно будет выгодно продать на вторичном рынке. А вот в «бедных» регионах тренд будет совершенно другим. Там на преступления будут идти не ради заработка, а из-за нужды. Соответственно и жертвами воров в первую очередь станут владельцы популярных автомобилей. Строго говоря, обе тенденции уже идут несколько лет, просто новый виток кризиса может их многократно усилить.

Мелкий криминал никуда не делся даже в «тучные» годы. Но это явление может стать масштабнее. И здесь встанет вопрос о сохранности зеркал, колес, дисков, мы вспомним давно забытое слово «секретка». Эти моменты могут особенно встать перед жителями неблагополучных регионов, где доходы населения не позволят содержать автотранспорт.
Петр Шкуматов
координатор движения «Синие ведерки».

От роста курсов валют автомобилисты пострадают достаточно сильно, а многие привычки придется менять. Пока что евро не стоит 100 рублей, да и за доллар не просят 80 рублей. И мы очень надеемся, что этот момент так и не наступит, по крайней мере в ближайшей перспективе. Но, как говорится, «предупрежден — значит, вооружен».

Тимофей Исаев