Auto article image: 68624

Иномарки неожиданно подорожали (и курс доллара не виноват)

Алексей Кованов, Редактор Авто Mail.ru

Не сказать, что на рынке началась паника... Но многие россияне сейчас спешат купить новый автомобиль «по старым ценам». Но откуда вообще возник слух, что машины должны подорожать?

Что происходит?

С 1 апреля 2018 года изменился так называемый утилизационный сбор на новые автомобили. Его придумали в 2012 году, как только Россия стала членом ВТО, — официально сообщалось, что новый платёж нужен, дабы организовать систему переработки старой техники (то есть покупатель новой машины сразу оплачивает ее будущую утилизацию).

Впервые правительство проиндексировало ставки сбора 2 года назад (на 65%), ссылаясь на ослабление рубля. Впрочем, основная причина самого сбора и таких индексаций — желание защитить российский автопром от снижения ввозных пошлин на иномарки. Так, очередное снижение пошлин произошло совсем недавно — в сентябре 2017 года ставки упали на 3% (до 20%). В 2019 году тарифы достигнут финального значения — 15%.

content image for: 68624

Как изменился утильсбор?

Базовая ставка для легковых автомобилей осталась прежней — 20 000 рублей. А вот коэффициенты выросли, притом весьма заметно. Да, правительство рапортует, что платежи, в среднем, увеличились всего на 15%, однако, если внимательно изучить таблицу, можно сделать немало интересных открытий. Так, например, утильсбор на самые востребованные автомобили — с моторами объемом от одного до двух литров — подскочил на 90%. Это почти двукратный рост!

Понятно, что никто не будет оплачивать разницу из своего кармана. Но подорожают только иномарки заграничной сборки (почему — расскажем отдельно). То есть условная турецкая Toyota Corolla, которая сейчас стоит 954 000 рублей, должна прибавить 39 800 (так вырос утильсбор). А какой-нибудь дизельный Toyota Land Cruiser Prado из Японии вместо нынешних 2 922 000 теоретически будет стоить 2 963 600 рублей.

Изменение утилизационного сбора для новых легковых автомобилей

Тип транспортного средстваКоэффициент до 01.04.2018Сбор до 01.04.2018, руб.Коэффициент после 01.04.2018Сбор после 01.04.2018, руб.Изменение, %
С электродвигателями (не считая гибридов)1,4228 4001,6332 600+15
С рабочим объемом двигателя не более 1 000 см31,4228 4001,6533 000+16
С рабочим объемом двигателя свыше 1 000, но не более 2 000 см32,2144 2004,284 000+90
С рабочим объемом двигателя свыше 2 000, но не более 3 000 см34,2284 4006,3126 000+49
С рабочим объемом двигателя свыше 3 000, но не более 3 500 см35,73114 6005,73114 6000
С рабочим объемом двигателя свыше 3500 см39,08181 6009,08181 6000
Ввозимые физлицами для личного пользования (вне зависимости от объёма двигателя)0,173 4000,173 4000

Какие машины подорожают?

Повторим: только те, что сделаны за границей. И вот почему. Изначально сбор платили только импортёры, а российские заводы могли взять так называемые «обязательства по утилизации». Однако после критики со стороны Евросоюза сбор заставили платить всех. При этом большинство автосборочных заводов начали получать сопоставимые по величине субсидии: то есть сначала компания платит утильсбор государству, а потом государство возвращает эти деньги компании.

И здесь важно сделать небольшое пояснение. На самом деле, на российском рынке совсем немного «чистокровных иномарок» — по подсчётам наших коллег из «Авторевю», в прошлом году доля импортных машин съёжилась до жалких 13,5%. Это 197 тысяч машин. В свою очередь, 22,9% (334 000) — это российские автомобили, а 63,6% (928 000) — иномарки отечественной сборки. Таким образом, подавляющее большинство моделей подорожать не должно.

content image for: 68239

Когда начнётся процесс?

Для некоторых марок — уже. Первым сдался узбекистанский Ravon, у которого цены выросли от 10 до 30 тысяч рублей. Затем, пытаясь компенсировать сбор, прайс-листы переписали Audi, Jeep, Fiat и Volvo: как сообщает «Коммерсант», в автосалонах этих марок ценники изменились на 60-70 тысяч. Кроме того, подорожали некоторые «Фольксвагены» — Tiguan, Touareg и Passat. Логично, что этому примеру последуют и другие импортёры.

Впрочем, многие компании предпочли перестраховаться и запастись машинами до введения новых ставок утильсбора: по данным таможенников, за январь-февраль импорт автомобилей вырос на 46% (до 34 600 штук) — понятно, что немалая часть от этого объёма была ввезена «про запас», а значит, шансы купить «настоящую» иномарку «по старым ценам» остаются высокими. Несмотря на определённый ажиотаж со стороны россиян.

Рост утильсбора не вызовет резкой смены прайс-листов. Куда важнее другой фактор: в начале недели российский рубль резко сдал свои позиции. И если не произойдёт «отскока», именно дорогая валюта заставит дилеров переписать ценники. Притом подорожание затронет всех — и российские, и зарубежные марки.
Алексей Кованов