Auto article image: 68574

Неавтомобильный тест, который помог лучше понять машины

Дмитрий Ласьков, Редактор Авто Mail.ru

Почему у разных людей такие разные впечатления от одних и тех же автомобилей и где скрывается истина?

Если бы все мы были одинаковыми, то покупали бы одни и те же машины. Не было бы смысла в разнообразии марок и моделей, дизайнов и конструкций. Не было бы холиваров на форумах, а также автомобильных обзоров и тестов — зачем? К счастью, мы разные.

К написанию этой заметки меня подтолкнули бесконечные споры в комментах к нашим тест-драйвам, а также интересный опыт во время горнолыжного отпуска. Ведомый любопытством и профессиональной привычкой, я решил брать оборудование напрокат, каждый день пробуя новую модель лыж. И первый вывод не заставил себя долго ждать.

dots image for: 68574
1

Ничто не универсально. Даже универсальное

Как бы ни была крута карвинговая топ-модель Atomic Redster X9, такие трассовые лыжи напрочь беспомощны в свежем снегу. Бесполезна их спортивная жёсткость, мощная отдача при повороте, стабильность на сверхзвуковых скоростях. Всё это тщетно, когда стихия берёт тебя в заложники на горе, засыпая тоннами свежего снега. Это всё равно что искать управляемости Porsche 911 GT3 в московских пробках или перевозить в нём добро из «Леруа».

А широкие универсальные Line Blend давали на заметённой горе такую свободу, о которой приверженцы узкой «классики» в тот день могли только мечтать. Бугры, целина, сюрпризы рельефа — какие проблемы? Ты будто из спорткара пересел в мощный и комфортный кроссовер — в ту же Mazda CX-9, на которой в этот раз довелось путешествовать. И сразу расслабился, потому что появились хороший обзор, плавные автомат и подвеска. А ещё куча места: в багажник со сложенным вторым рядом влезают три огромных чемодана, три поменьше и четыре больших чехла со снарягой.

dots image for: 68574

Значит ли это, что кроссовер — лучшее решение на все случаи жизни? Увы, нет. Например, при парковке в тесной подземке отеля расслабленность вмиг сменяется стрессом. Пять метров длины на два ширины дают потрясающую вместимость, но запарковать эти 10 «квадратов» в европейской тесноте ох как непросто. Теперь перенесёмся на вьющийся к итальянской деревушке Червиния серпантин: CX-9 справится с ним, даже если опаздывать на самолёт, как мы на обратной дороге. Но насколько веселее тут было бы прохватить на спорткаре!

2

Разные машины — разным водителям

О чём-то подобном я думал, делая идеальный спуск по горе в единственный солнечный день «каталки». Перепад 1,5 километра, 15 минут на хороших ходах, идеальный «вельвет» и вокруг никого. Вот сейчас бы те гоночные «Атомики», чтобы резать на них жёсткий, ровный и пленяющий крутизной склон! Но у меня верные «универсалы» Line, на которых и в пухляк, и на трассу, и в сноупарк — но везде они проиграют лучшим специальным моделям. Слетев с хребта перевала до деревушки в долине, я перевёл дух и подумал — может, оно и к лучшему, что не на чем было лететь с ещё большими скоростями?

dots image for: 68574

Ведь бедренные мышцы и так горели огнём, да и техники катания для подвигов мне недостаёт. И совершенно не факт, что получилось бы раскрыть потенциал профессионального снаряда так, как смог более опытный товарищ. А он в свою очередь — представитель старой школы, которому чужды прыжки на рельефе, езда задом наперёд, «внетрасса» и прочие весёлые штуки, за которые я так люблю свои мягкие «твинтипы» — загнутые с обоих концов лыжи. Аналогично с тест-драйвами автомобилей: человек, всю жизнь водивший внедорожники, вряд ли сполна оценит потенциал родстера, и наоборот. Но пробовать стоит.

Стремление к познанию неизведанного приводит к впечатляющим результатам. Лучшим примером стала девочка из нашей компании, открывшая для себя фристайл-лыжи — и с тех пор снаряд и райдершу было не разлучить. К концу отпуска она делала на ходу 360 градусов и уверенно мчала по внетрассе под подъёмниками, хотя прежде ничего такого не пробовала. То же самое с автомобилями: не упускайте возможность использовать машины иначе: путешествия, дрифт, офроуд, тюнинг, всё что угодно — ваша новая страсть может быть совсем рядом, нужен лишь случай об этом узнать.

content image for: 68574
3

Плохих машин не бывает. Практически

Бывают неподходящие. И это нормально, ведь каждая модель — это уникальный сплав качеств, который в большей или меньшей степени отвечает конкретным потребностям и представлениям о прекрасном. Если кому-то не нравится турбомотор CX-9 из-за самого факта наличия наддува, и человек выбирает атмосферного конкурента в лице, например, Toyota Highlander, то он в своём праве не любить турбо. Другому недостаточно внедорожных способностей CX-9 (хотя 220 мм клиренса — это очень прилично) — это значит лишь то, что ему предназначена какая-то другая модель.

Сложно вспомнить хотя бы пяток явно провальных машин последних лет, поэтому мы редко даём в тестах резкие финальные оценки. Вместо этого стараемся разобраться, кому предназначен автомобиль и сколько потенциально таких покупателей. Если совсем мало, то фиаско, но так бывает нечасто. Чтобы не ошибиться, после глобальных презентаций берём машины на тест во второй раз уже в Москве, обязательно на фоне одного из конкурентов. Сравнительный тест — хорошая штука, но и здесь есть проблема.

content image for: 68574
4

Разное восприятие и приоритеты

Снова вернёмся к экипировке, потому что один спор на горе напомнил многочисленные диспуты с коллегами по журналистике. Попробовав одни и те же лыжи, несколько человек не могли сойтись во мнениях: одному они казались резвыми и игривыми, а второй считал это расхлябанностью и несобранностью. Третьего беспокоила плохая манёвренность, а первые двое этого не замечали. А всё потому, что у каждого свой стиль, физподготовка и понимание удовольствия на горе.

С машинами так же, взять хотя бы подвеску. Разные люди по-своему воспринимают конкретные амплитуду и частоту колебаний, поэтому кто-то сочтёт автомобиль жёстким, другой комфортным, а третьего в нём вообще укачает. Ещё субъективнее с «шумкой» — мне приходилось искренне недоумевать, когда коллеги называли автомобиль громким. А теперь представьте, что из этого надо вывести среднее арифметическое и подать читателям так, чтобы всем всё объяснить и никого не обмануть. Поэтому субъективизм неминуем, как неизбежны и комментарии вроде «автор идиот/купленный — кроссовер А не жёстче, а на самом деле мягче кроссовера Б».

content image for: 68574
5

И ещё одно наблюдение

Иногда на презентациях выкатывают всего лишь пару модификаций новинки, причём не самых удачных. По итогу таких тест-драйвов приходится давать осторожный вердикт, иначе потом придётся брать свои выводы обратно. Например, когда автомобиль приедет в Россию со всеми адаптациями и актуальными агрегатами. На эту мысль натолкнул опыт тестирования легендарных лыж Faction Candide 2.0 — отзывы райдеров, многочисленные видео и статьи в прессе обещали, что это будет лучший опыт катания. Но вышло разочарование.

У доступной в прокате пары была маловата ростовка, что сделало нестабильным скоростное катание. Это усугублялось установленными по-особому креплениями (для трюков в сноупарке) и общим убитым состоянием лыж. Итог — смазанные впечатления за целый день попыток распробовать легендарный снаряд. Надо пробовать ещё, но только в подходящих параметрах. Так же и премьерный тест-драйв новинок с недоступными нам евромоторами и подвесками — лишь повод для следующей, более осмысленной встречи в России.

Какой из этого всего вывод? Не бывает такого, чтобы автомобиль был хорош для любого человека в любых условиях. Всегда важно кто пользователь и зачем ему машина. Мы тестируем автомобили и не претендуем на финальную истину. Миссия автора в том, чтобы рассказать, что в машине интересного, и обратить внимание читателя на важные вещи. Но ни в коем случае не навязать своё мнение — поэтому доверяйте, проверяйте, пробуйте сами и делитесь своим мнением. Главное делать это с пониманием других точек зрения и уважением к собеседникам.

Дмитрий Ласьков