Как выбрать масло? Ликбез по классификации

Минеральное или синтетическое? Что значат все эти надписи 0W-40, 5W-30 и пр? Рассказываем, как не ошибиться при выборе
Редактор Авто Mail

При покупке новой машины большинство из нас ездит на обслуживание к официальному дилеру. Но по окончании гарантии многие ищут другие сервисы и самостоятельно выбирают запчасти и масло для двигателя. На что же нужно обратить внимание?

Минеральное или синтетическое?

Этот вопрос постепенно начинает терять актуальность — все чаще минеральная основа, полученная путем перегонки нефти, дополняется различными синтетическими компонентами и присадками. Таким образом получается полусинтетическое моторное масло — более доступная альтернатива премиальным продуктам, полностью синтетическим маслам. Не стоит их бояться — простые двигатели без наддува или высокой степени форсировки хорошо работают и на полусинтетике (главное, чтобы это было разрешено автопроизводителем).

Но, конечно, если вам требуется высококачественный продукт, устойчивый к перегреву, обладающий хорошими и стабильными смазывающими свойствами даже в условиях тяжелых нагрузок, то рекомендуем выбирать полностью синтетические масла.

Что такое вязкость?

Закодированное значение вязкости указывают цифры, которые вы видите на канистре, — например, 0W-40 или 5W-30 (так выглядит классификация моторных масел по SAE). 0W или 5W — это показатель низкотемпературной вязкости: чем меньше первая цифра, тем легче двигателю прокрутить коленвал в мороз. Второе число — это вязкость при температуре 100 градусов по Цельсию. Чем оно больше, тем более вязким будет масло. Но тут важно понимать, что далеко не всегда конкретному двигателю нужна более высокая вязкость. Лишь производитель автомобиля знает, масло какой вязкости следует применять. И ориентироваться надо только на его рекомендации.

Другие стандарты и допуски производителей

Высокие требования, предъявляемые к моторным маслам, и множество контролируемых параметров породили разные стандарты уровня свойств масла. Европейская система ACEA регламентирует смазочные материалы для бензиновых (A) и дизельных двигателей легковых автомобилей (B), низкозольные масла (C), мотоциклетные масла, а также масла для дизелей, работающих в тяжелых условиях (E). Пример обозначения выглядит, например, так — A3/B4 — пример маркировки масла, пригодно как для бензинового, так и дизельного двигателя.

Есть японский стандарт JASO, российский ГОСТ (правда, сильно устаревший по отношению к современным синтетическим маслам), классификация ILSAC. Кроме того, нужно смотреть на допуски производителей — на канистре с каждым конкретным вариантом моторного масла указан целый ряд обозначений. Свои допуски дает практически каждый бренд — от «АвтоВАЗа» до Porsche. Часто разные допуски бывают даже для бензиновых моторов одной марки!

Как выбрать масло и не ошибиться?

Лучший способ — это открыть инструкцию по эксплуатации автомобиля и увидеть, какие диапазоны вязкости и классы качества допустимо использовать в двигателе. Если инструкция утеряна, то можно обратиться к любому официальному дилеру или попробовать найти ее в Интернете.

А можно обратиться непосредственно к производителям масла. Например, на российском сайте компании Shell, с которой мы и подготовили этот материал, есть функция онлайн-подбора масла. Все, что требуется, это просто выбрать марку и модель машины! Система выдает один или несколько подходящих продуктов, а дальше останется только доехать до любого из авторизованных магазинов.