На чем тушили пожары в Советском Союзе

Пожарные автомобили ездят мало, а потому живут долго. Зато служат до полного износа, редко попадая в музеи.
content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

Первая полностью советская пожарная машина появилась в июле 1926 года, когда ленинградский завод «Промет» собрал автонасос на шасси АМО Ф-15. В оснащение машины включили коловратный насос производительностью 600 л/мин с приводом от двигателя, трехколенную лестницу, лестницу-штурмовку, напорные рукава, шанцевый инструмент...

Получилась универсальная пожарная линейка — и довольно удачная. Со временем производство наладили в Москве на Миусском заводе противопожарного оборудования, где и сделали представленный на выставке экземпляр. До 1947 года АМО Ф-15 трудился на Московской тонкосуконной фабрике имени Петра Алексеева, после чего машине повезло попасть в коллекцию Политехнического музея.

Увы, за это время реставрацию автомобиля так и не закончили. До 1929 года было выпущено свыше трех сотен АМО Ф-15 «Промет», сохранились только две машины. Одну из них задействовали в экранизации «Мастера и Маргариты» Булгакова.

dots image for: 68271

«Пожарная машина ГАЗ модель No 1» — легкая модель для тушения возгораний в районах малой застройки: бараках или сельских домах. Автомобиль оборудовали устройством для подключения к городскому водопроводу, насосом, лестницами, рукавами. В кабине ехали водитель и командир расчета. Остальная команда из шести человек ютилась на открытых лавках, пристегивая себя к поручням, чтобы не свалиться от тряски.

Сидевший с правой стороны у кабины боец бил в колокол — со времен конных телег и бочек привычный сигнал пожарных. Кстати, такой эпизод показан в комедии Григория Александрова «Волга-Волга», где ПМГ-1 на пару с ПМЗ-1 спешит на вызов. Засветилась «единичка» и в фильме «Летят журавли». Собирали ПМГ-1 на столичном Миусском заводе, причем шасси пригоняли своим ходом с автосборочного предприятия КИМ (позднее — АЗЛК), которое тогда было филиалом ГАЗа.

dots image for: 68271

До Второй мировой войны советская пожарная охрана мало интересовалась автоцистернами, считая их «агрегатами местного значения» — приоритет отдавался автонасосам. Они же оказались малопригодными к работе после бомбежек, когда доступ к открытым источникам воды затруднен или невозможен, а водопровод разрушен. Тем интереснее, что еще в 1936 году Московский завод пожарных машин наладил серийный выпуск автоцистерны на шасси ЗИС-5.

ПМЗ-2 перевозила 1 500 литров жидкости и боевой расчет из шести человек, причем часть бойцов теснилась на открытых лавках за кабиной. Машина доказала полезность, поэтому со временем примеру столичных огнеборцев последовали коллеги из других городов — если не удавалось достать заводскую цистерну, их мастерили в кустарных условиях.

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

Уникальный экспонат, ценность которого не способна уменьшить даже корявая реплика оригинальной деревянной кабины. Ее после Великой Отечественной войны заменили на более комфортабельную металлическую от трофейного грузовика, а реставраторы пытались вернуть все назад.

Вообще за долгую службу выносливый ЯГ-6 не раз менял облик. Построенная мастерскими Московской пожарной охраны машина со временем оказалась в одном из сельскохозяйственных предприятий Подмосковья, где трудилась минимум до 70-х годов! Разумеется, на каждом месте службы машину пытались «модернизировать». Неизменным оставался только нетипично вместительный бак для воды на 4 000 литров, ради которого пришлось пожертвовать частью мест пожарного расчета. Солидный запас был необходим для выездов на окраины, куда водопровод еще не провели.

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

Интересный факт — до Второй мировой войны автолестницы для советской пожарной охраны закупали в Германии. Немецкое спецоборудование зарекомендовало себя отлично, а вот шасси быстро рассыпались на наших ухабах. Вскоре, по понятным причинам, стало совсем не до импорта.

Рационализаторы предложили выход — переставлять еще годные к использованию лестницы на отечественные грузовики, что оказалось особенно разумно в годы послевоенной разрухи. Так и появился этот автомобиль: техническая служба столичной пожарной охраны переставила лестницу Metz DL-26 на усиленную и удлиненную базу ЗИС-6. Трехосный грузовик уже сам по себе коллекционная редкость, а в пожарном исполнении вообще уникален.

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

Трехтонка ЗИС-5, она же «Захар Иваныч», была отлично знакома поколению водителей-фронтовиков. Логично, что пожарная машина на этом шасси успешно прижилась во всех без исключения республиках СССР. Топкинский и Варгашинский заводы в общей сложности собрали около 3 000 таких автоцистерн на 1 420 литров воды и 80 литров пены с системой обогрева жидкого «груза» выхлопными газами.

До наших дней сохранились единичные экземпляры ПМЗ-11, часть из которых превращена в навечно застывшие на постаментах памятники.

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

Автоцистерну на шасси ЗИС-150 начали собирать на Прилукском заводе противопожарного оборудования в 1953-м — в год смерти Сталина. Но спецмашина оказалась не настолько живучей, как «Отец народов». Выпуск ПМЗ-9М завершился уже через пару лет из-за выявленных недостатков конструкции. К тому моменту по пожарным гарнизонам крупных городов и промышленных предприятий разошлось 1 440 автоцистерн.

Основные особенности ПМЗ-9М снаружи не видны: это, к примеру, расположенный внутри водяной цистерны (1 680 литров) бак пенообразователя на 120 литров или выступающий внутрь кабины расчета водяной резервуар.

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

До начала эпохи грузовика ЗИЛ-130 и спецмашин на его базе ПМЗ-18 оставался самым распространенным автонасосом в Советском Союзе. По иронии судьбы, до наших дней дошел только этот единственный экземпляр, обнаруженный в одном из колхозов Московской области.

В свое время автомобиль доработали для действий в сельской местности, установив дополнительную водяную цистерну на 1 000 литров. Хотя ПМЗ-18 и без того имел рекордный бак «первой помощи» на 465 литров, плюс вез на себе 49 (!) пожарных насосных рукавов.

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51А — переходный этап от родоначальника советских автоцистерн с полностью закрытым кузовом на базе 51-го «газона» к модели АЦ — 20 (51А) 36 родом из 60-х годов. Машина Грабовского завода противопожарного оборудования везла на себе 1 100 литров воды, 50 литров пены. Подачу в рукава обеспечивал насос производительностью 20 л/мин. Водители ценили машину за неприхотливость и высокую надежность.

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

Отличный пример живучести пожарных автомобилей. Шведская машина на полноприводном американском шасси получила специальное оборудование Henrikssons Brandredskap, водяную цистерну на 750 литров и насос переднего расположения (на заокеанский манер) в 1960 году. А в 1995-м (!) еще бодрый International Harvester B120 поступил на службу в пожарную часть карельского города Костомукша. Списали «варяга» только в 2005-м.

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

Автомобиль-памятник. За пять лет производства (с 1963 года) Варгашинский завод противопожарного оборудования сделал 5 710 таких автоцистерн, многие из которых сохранились до наших дней, а часть отправилась на вечный прикол украшать монументы огнеборцам.

АЦП-20 (63) 19М строили на газовском полноприводном шасси повышенной проходимости, поэтому служили они обычно в сельской местности. Автоцистерна везла на себе пять пожарных, 950 литров воды и 105 литров пены.

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

Огромный размах типового жилищного строительства в СССР привел в появлению таких вот 17-метровых автолестниц — они стали необходимы пожарным для эффективной работы по тушению горящих пятиэтажек. При этом АЛГ-17 (51А) модели ЛЧ с гидроприводом лестницы получилась довольно редкой — с 1963 по 1967 год сделали всего 187 экземпляров.

Зато машине уже по завершении выпуска посчастливилось стать звездой кино — в 1973 году со специально доработанной АЛГ-17 (51А) ЛЧ (механизм перенастроили для выдвижения колен лестницы в движении) герой актера Андрея Миронова перелез на крышу «Жигулей» в эпизоде погони фильма «Невероятные приключения итальянцев в России».

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

Считается одной из самых удачных и надежных советских автоцистерн. В 1969-1983 годах Прилукский завод противопожарного оборудования собрал свыше 9 800 штук АЦ-40 (131) 137, часть из которых несла службу и в начале XXI века. Благодаря полноприводному шасси ЗИЛ-131 автоцистерна могла даже по бездорожью доставить к месту возгорания семь огнеборцев, 2 400 литров воды и 150 литров пены.

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

Эта машина считается специалистами символом советской пожарной охраны. С 1970 под 1983 годы Торжокский машиностроительный завод выпустил 1 700 автолестниц АЛ-30. Они поставлялись во все уголки СССР, уходили на экспорт в соцстраны и существовали даже в тропическом исполнении. Конструкция оказалась настолько удачной, что в модернизированном виде такие автолестницы собирали аж до 90-х годов.

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

Тяжелые пожарные автомобили на полноприводном шасси Урал-375 обычно дежурили на нефтехранилищах и нефтезаводах с задачей оперативно ликвидировать крупные сложные возгорания. В цистерне помещалось до 4 000 литров пены (могла заменяться обычной водой), а в баке — еще 180. Этого хватало, чтобы при питании от внешнего водопровода накрыть пожар тысячей «кубов» химической смеси. Выпускал АВ-40 (375) Ц50А завод в Торжке.

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

Киевского мотоциклетного завода уже не существует, но огнеборцы пока хранят о нем память. Потому что в свое время пожарные «Днепры» были чуть ли не главным средством борьбы с пожарами в отдаленных селах нашей огромной страны.

В боковой коляске нет пассажирского места — «люльку» заменили на водяной насос с автономным мотором, пожарным рукавом и брандспойтом. Так что трехколеска имела на борту необходимый набор для тушения небольшого возгорания.

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

Еще одна классика «пожарного» жанра. Признайтесь, хоть раз вы такую машину встречали на улицах, а кто-то помнит ее по фильму «Ворошиловский стрелок». АЦ-40 (130) 63Б поступали в гарнизоны с 1978 года, немало автоцистерн дожило до наших дней. Секрет успеха — в прочном неприхотливом шасси ЗИЛ-130 и надежной спецначинке. К примеру, механический привод насоса и других вспомогательных агрегатов показал себя очень живучим.

Другой козырь — высокая автономность: водяная цистерна вмещала 2 350 литров, а бак для пены — 165.

content image for: 68271
Источник: Фотобанк Лори

В середине 60-х столичная пожарная охрана начала серьезное обновление автопарка, в чем огромную роль сыграл Прилукский завод. Именно там наладили изготовление автонасосов нового поколения — с полностью закрытой теплой кабиной для боевого расчета, центральным расположением насоса (и дистанционным управлением с водительского места), удобным размещением трех десятков магистральных рукавов.

Систему несколько раз модернизировали, но общая компоновка оставалась почти без изменений — вот почему эти машины так запомнились людям. Все же 40 лет службы — не шутки. АНР-40 (130) 27Б на шасси ЗИЛ-130 — последний вариант, запущенный в производство в 1986 году и выезжавший на пожары вплоть до начала 2000-х.